Рецепт овощного гарнира. Овощное рагу. Блюда из летних овощей. Рагу из летних овощей. Овощное рагу с сельдереем в мультиварке: рецепт с пошаговыми фото Овощное рагу с сельдереем и кабачками

Лучшие и очень мощные мантры на каждый день

Руна Вуньо — значение в однорунном гадании, способы использования

Пример сочинения по истории

Обучение грамоте: "Звуки, и буквы М, м" Задания буква м

Как решать анаграммы с цифрами в домике

Как выбрать страховщика для компании: девять критериев

Рекомендации родителям и педагогам по развитию речи детей дошкольного возраста

Знак зодиака скорпион дружба

Допрос пришельца. утечка из nasa или фейк? Допрос живых инопланетян и установление контакта с пришельцами Как тайное становилось явным

У кого из знаков Зодиака самый легкий характер и с кем у вас будет «легкая» совместимость?

Лунный календарь на апрель месяц

Начисление больничного листа - пример

Рецепт: Соевое молоко - китайский народный рецепт Соевое молоко из соевых бобов

Чем полезна стручковая фасоль для организма

Цензура - это что такое? Виды цензуры. Определение и значение Основные и вспомогательные размеры цензура

Еще в середине прошлого века мудрый Рэй Брэдбери писал: "... если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а еще лучше — ни одной..." Фактически в данном отрывке из его романа "451 градус по Фаренгейту" автор описал всю цель введения цензуры. Что это? Давайте узнаем, а также рассмотрим особенности данного явления и его виды.

Цензура - это что такое?

Этот термин был образован он латинского слова censura, который переводится как "взыскательное суждение, критика". В наше время он означает систему надзора за разного рода информацией, которая осуществляется государством с целью не допустить распространения на его территории определенных сведений.

Кстати, органы, непосредственно специализирующиеся на таком контроле, также именуются "цензурой".

История появления цензуры

Когда и где впервые возникла идея фильтровать информацию - история умалчивает. Что вполне естественно, ведь эта наука является одной из первых, контролируемых цензурой. Известно, что уже в Древней Греции и Риме государственные мужи пришли к выводу о необходимости контроля за настроениями граждан с целью предотвратить возможные бунты и сохранить власть в собственных руках.

В связи с этим практически во всех античных державах составлялись списки так называемых "опасных" книг, подлежащих уничтожению. Кстати, чаще всего к этой категории относились художественные произведения и поэзия, хотя и научным трудам доставалось.

Подобные традиции борьбы с нежелательными знаниями активно применялись в первые века новой эры, а после были успешно продолжены и в Средневековье, да и до наших времен сохранились, правда, стали более завуалированными.

Стоит отметить, что практически всегда у властей правая рука по части цензуры - это был какой-нибудь религиозный институт. В античную эпоху - жрецы, а с приходом христианства - папы, патриархи и прочее духовное "начальство". Именно они перекручивали Священное Писание в угоду политическим интересам, имитировали "знамения", проклинали всякого, кто пытался говорить иначе. В общем, они делали все, чтобы превращать сознание общества в пластичную глину, из которой можно лепить что потребуется.

Хотя современное общество и весьма продвинулось в интеллектуальном и культурном развитии, однако цензура - это и сегодня вполне успешный способ контролировать граждан, который успешно применяется даже в самых либеральных государствах. Конечно, делается это намного более искусно и незаметно, нежели в прошлые века, однако цели все те же.

Цензура - это хорошо или плохо?

К примеру, если каждый режиссер кинофильма будет бесконтрольно показывать в своих творениях чрезмерно откровенные сексуальные сцены или кровавые убийства - не факт, что после просмотра подобного зрелища у некоторых зрителей не случиться нервный срыв или их психике не будет нанесен непоправимый урон.

Или же, например, если все данные о какой-то эпидемии в населенном пункте станут известны его жителям, может начаться паника, способная привести к еще более ужасным последствиям или вовсе парализовать жизнь города. А главное - она помешает врачам делать свою работу и спасти тех, кому еще можно помочь.

А если не брать столь глобально, то самое простое явление, с которым борется цензура - это мат. Хотя нецензурно выражаться себе иногда позволяет каждый, однако, не будь ненормативная лексика под официальным запретом, даже страшно представить, на что был бы похож современный язык. Точнее, речь его носителей.

То есть теоретически цензура - это своеобразный фильтр, призванный защищать граждан от информации, которую они не всегда способны правильно воспринять. Особенно это важно в случае с детьми, которых цензура защищает от проблем взрослой жизни, давая им время окрепнуть до того, как придется столкнуться с ними в полной мере.

Однако главной проблемой являются люди, контролирующие этот "фильтр". Ведь намного чаще они используют власть не во благо, а для того, чтобы манипулировать людьми и пользоваться информацией в корыстных целях.

Возьмем тот же случай с эпидемией в маленьком городке. Узнав о ситуации, руководство страны отправляют партию вакцины во все больницы, с тем чтобы бесплатно сделать всем горожанам прививки. Узнав об этом, власти города распространяют данные, что в частных медкабинетах можно сделать платные прививки от болезни. А информация о наличии бесплатной вакцины замалчивается на несколько дней, чтобы как можно большее количество горожан успели купить то, что им полагалось даром.

Виды цензуры

Существует несколько критериев, по которым выделяют различные виды цензуры. Это чаще всего связано с информационной средой, в которой осуществляется контроль:

  • Государственная.
  • Политическая.
  • Экономическая.
  • Коммерческая.
  • Корпоративная.
  • Идеологическая (духовная).
  • Нравственная.
  • Педагогическая.
  • Военная (осуществляется во время участия страны в вооруженных конфликтов).

Также цензуру делят на предварительную и последующую.

Первая препятствует распространению определенной информации на этапе ее возникновения. Например, предварительная цензура в литературе - это контроль властями содержания книг до того, как они будут опубликованы. Подобная традиция процветала во времена царской России.

Последующая цензура - это способ пресечения распространения данных уже после их обнародования. Она менее эффективна, поскольку в таком случае информация известна общественности. Однако всякий, кто признается в знании ее, несет наказание.

Чтобы лучше понять, в чем заключаются особенности предварительной и последующей цензуры, стоит вспомнить историю и его "Путешествия из Петербурга в Москву".

В этой книге автор описал печальную политическую и социальную ситуацию, в которой находилась Российская империя в те времена. Однако говорить в открытую об этом было запрещено, ведь официально в империи было все прекрасно и все обитатели были довольны правлением Екатерины ІІ (как это часто показывают в некоторых дешевых псевдоисторических сериалах). Несмотря на возможное наказание, Радищев написал свое "Путешествие...", однако оформил его в виде путевых заметок о разных населенных пунктах, встречающихся между двумя столицами.

По идее, предварительная цензура должна была бы остановить публикацию. Но проверяющий чиновник поленился вчитываться в содержание и пропустил "Путешествие..." в печать.

И тут вступила в дело последующая цензура (карательная). Узнав об истинном содержании труда Радищева, книги запретили, все найденные экземпляры уничтожили, а самого автора сослали в Сибирь.

Не особо помогло, поскольку, несмотря на запрет, вся культурная элита втайне читала "Путешествие..." и делала его рукописные копии.

Способы обойти цензуру

Как понятно из примера Радищева, цензура не всесильна. И сколько она существует, находятся ловкачи, способные обойти ее.

Самые распространенные - 2 способа:

  • Использование эзопова языка. Суть его в том, чтобы завуалированно писать о волнующих проблемах, используя иносказание или даже какой-то словесный код, понятный лишь избранным.
  • Распространение информации через другие источники. Во времена жесткой литературной цензуры в царской России большинство крамольных трудов публиковалось за рубежом, где законы более либеральны. А позже книги тайно ввозились в страну и распространялись. Кстати, с появлением интернета обходить цензуру стало значительно легче. Ведь всегда получится найти (или создать) сайт, на котором можно будет поделиться своими запретными знаниями.

от латинского cеnsura), система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В России возникла в начале 18 в. В 1804-65 регулировалась цензурными уставами, находилась в ведении Министерства народного просвещения (с 1863 - Министерства внутренних дел). Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.). В 1865 приняты "Временные правила о печати" (одна из реформ 1860-1870-х гг.), наряду с предварительной введена карательная Ц. для ряда столичных изданий. С началом Революции 1905-07 Ц. отменена явочным порядком,вновь введена после ее поражения. В СССР с 1922 цензура осуществлялась органами Главлита. По российскому Закону "О средствах массовой информации" (1992) Ц. средств массовой информации не допускается.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦЕНЗУРА

1 . (лат. censura) - в классово-антагонистич. обществе система гос. контроля над содержанием печатных произведений, кинофильмов, радио- и телепередач, сценических выступлений с целью недопущения распространения учений, мыслей, сведений, противоречащих интересам эксплуататорских классов. Репрессивные меры против неугодных эксплуататорской верхушке или одной из ее фракций произведений, устных выступлений и их авторов использовались гос. властью еще в древности. Известно, напр., что древнегреч. философы Анаксагор (ок. 500 - 428 до н. э.) и Протагор (ок. 480 - ок. 410 до н. э.), обвиненные в безбожии их политич. противниками, были вынуждены бежать из Афин, чтобы избежать наказания, а книга Протагора о богах была сожжена в Афинах. В Древнем Риме драматург Гней Невий (ок. 270 - 201 до н. э.) был заключен в тюрьму, а позже отправлен в изгнание за выпады против властей. Закон, принятый в нач. 2 в. до н. э., грозил наказанием за "диффамацию" римлянина в сценич. произв. Значительно усилились в Риме преследования (сожжение неугодных произведений) против распространителей "нежелательных" мыслей в период Империи - особенно при императорах Августе (изгнавшем поэта Овидия), Калигуле, Нероне, Домициане. С наступлением эпохи феодализма выполнение функций Ц. сосредоточивается в руках церкви - идеологич. опоры феод. строя. Со времени первых вселенских соборов начинается сожжение еретических книг (напр., сожжение арианских книг императором Константином по постановлению Никейского собора 325 и несторианских книг по постановлению Эфесского собора 431). В 494 папа римский Геласий составил первый список запрещенных книг. В 1121 Суассонский собор заставил Абеляра публично сжечь свой "Трактат о триединстве", а в 1140 папа Иннокентий II распорядился о сожжении всех книг Абеляра. Особенно жестоким преследованиям подвергала церковь выступления (устные и письменные) "еретиков", открыто отвергавших сложившийся социальный порядок и церковную организацию, напр. выступления альбигойцев, лоллардов, гуситов, анабаптистов; в 1415 по постановлению Констанцского собора Ян Гус был сожжен вместе с его книгами, в 1416 сожжен его сподвижник Иероним Пражский. Исключительно важную роль в ужесточении церк. цензуры сыграла инквизиция. Изобретение книгопечатания в 15 в. побудило католич. церковь придать более организованный и всеобъемлющий характер надзору за выходящей литературой. Распоряжениями папы Сикста IV (1471), Иннокентия VIII (1487), а также решением Латеранского собора (1512) вводилась предварительная церк. Ц. всей выходившей литературы. Католич. церковь безжалостно преследовала и уничтожала реформационно-гуманистическую литературу: произведения Эразма Роттердамского, У. фон Гуттена, И. Рейхлина и др. Подобной нетерпимостью отличались не только католики. Виднейший деятель Реформации Ж. Кальвин с таким же (если не большим) рвением боролся против распространения "преступных" религиозно- политич. учений. В 1559, в обстановке укрепления контрреформации, папа Павел IV издал "Индекс запрещенных книг", к-рый с тех пор неоднократно пересматривался и пополнялся. В "Индексы запрещенных книг" были включены соч. Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно, анабаптистские книги и прочая "безбожная" и "еретическая" литература. Наряду с духовной Ц. с 16 в. в ряде стран распространяется Ц. государственная, действовавшая нередко в полном контакте с церковниками и расправлявшаяся с авторами "опасных" произведений с не меньшей жестокостью (сожжение на костре "крамольных" книг и их авторов и пр.). Во Франции гос. власть и духовенство препятствовали распространению произв. Мольера, Ш. Л. Монтескье, Ж. О. Ламетри, Вольтера, Ж. Ж. Руссо; их произв. нередко издавались в обход Ц. анонимно либо под псевдонимом за границей или во Франции, но с фальшивым указанием места их выхода в свет. В Англии, где руководство Ц. было возложено на "Звездную палату", создатели неугодных власти произв. подвергались жестоким телесным наказаниям. Во время Английской бурж. революции 17 в., в годы господства приверженцев различных направлений кальвинизма - пресвитериан, потом индепендентов и в годы диктатуры Кромвеля менялась направленность цензурных преследований и ограничений, но Ц. оставалась крайне жестокой и становилась все более всеобъемлющей. В Германии гос. раздробленность и религиозно-политич. раздоры налагали отпечаток и на цензурную политику правительств; в Пруссии подробнейшая регламентация печати предусматривалась цензурным уставом Фридриха II. В конце 18 в., накануне Великой франц. революции, идеологи буржуазии, выступившие против феод. деспотизма, провозгласили "свободу выражения мыслей" одним из неотъемлемых прав человека. Однако, придя к власти, буржуазия существенно ограничила сферу действия "свобод", в защиту к-рых она ранее выступала, преследуя как контрреволюционную печать, так и произведения печати, отражавшие интересы бедноты. Суровые преследования демократич. печати в годы господства термидорианского Конвента и Директории были еще больше ужесточены Наполеоном I. Реакция, воцарившаяся в Европе и поддерживавшаяся Священным союзом после разгрома Наполеона, находила свое проявление и в новых репрессивных законах о печати. В эти годы германская печать была задавлена Карлсбадскими постановлениями 1819, а также другими цензурными правилами, на основе к-рых запрещались произв. Г. Гейне, вся литература "Молодой Германии", преследовались К. Гуцков, Ф. Фрейлиграт и др. поэты и прозаики, была в 1843 закрыта редактировавшаяся К. Марксом "Рейнская газета" (на ее страницах Маркс опубликовал свои блестящие статьи против прусской полицейской Ц.). В Великобритании преследование "возмутительных памфлетов" было подкреплено опубликованием в 1819 "шести актов для затыкания рта". Во Франции законы 1820 и 1822 ставили печать в полную зависимость от Мин-ва внутр. дел. Однако требование свободы печати не сходило уже с повестки дня. Оно постоянно выдвигалось силами демократич. оппозиции не только во Франции (где направленные на дальнейшее удушение свободы печати Июльские ордонансы 1830 послужили непосредственным толчком к революции), но и в др. странах Европы. После революций 1848-49 предварительная Ц. в ряде западных стран была формально ликвидирована (в некоторых странах - еще раньше: в США в 1792, в Великобритании в 1794, во Франции в 1830), а "свобода печати" провозглашена конституционными законами. Однако преследования прогрессивной печати продолжались в различных формах (в т. ч. в форме последующей адм.-карательной Ц.), степень суровости к-рых зависит от различных факторов (устойчивость существующего социального и политич. строя; сила революц. и демократич. движения; многообразие средств воздействия на печать, помимо прямых цензурных ограничений, в руках правящей верхушки и др.). В условиях гос.-монополистич. капитализма, когда средства издания и распространения произведений печати сосредоточиваются в руках нескольких монополистич. групп, гос-во часто передает свои функции монополистич. объединениям, осуществляющим "самоцензуру" в рамках формально провозглашенной "свободы печати". Поэтому борьба за подлинную свободу печати, против засилия монополий в издательском деле, в поддержку демократич. печати остается задачей демократич. и социалистич. сил во всех бурж. гос-вах. В странах с авторитарными или фаш. режимами, где преследование неугодных этим режимам произведений принимает нередко дикие, средневековые формы, подобные тем, к-рые практиковались в фаш. Германии (напр., сожжение книг), требование установления свободы печати занимает одно из важных мест в борьбе демократич. сил против этих режимов. Социалистич. революции кладут конец бурж. Ц. Конституции социалистич. гос-в гарантируют трудящимся свободу печати, к-рая обеспечивается предоставлением типографий, запасов бумаги и др. материальных условий в распоряжение трудящихся и их представителей. Охрана гос. и воен. тайны в печати осуществляется в социалистич. странах специальными органами. Н. С. Крылова. Москва. 2 . в дореволюционной России. Возникла как система в нач. 18 в., первоначально в виде духовной Ц., к-рую осуществлял с 1721 Синод. Значение Ц. как всеобъемлющей системы надзора за печатью и лит-рой было подтверждено указами 15 янв. 1783 и 16 сент. 1796. Последним учреждались цензурные комиссии в ряде городов (Петербург, Москва, Рига, Одесса) и при таможне. В 1800 при Павле I был запрещен привоз иностр. книг и все провинц. цензурные комиссии подчинены петербургской. В дальнейшем задачи Ц., организация и порядок деятельности ее учрежд. определялись в России специальными уставами. По первому цензурному уставу 1804, составленному под влиянием либерал. идей того времени, Ц. поручалась Мин-ву нар. просвещения. Были образованы цензурные к-ты при ун-тах, подчиненные Гл. правлению училищ. В 1811 нек-рые цензурные функции и контроль за цензурными учреждениями были возложены на Мин-во полиции, после ликвидации к-рого в 1819 перешли к Мин-ву внутр. дел. В 1826 был введен новый цензурный устав, т. н. "чугунный", по к-рому цензурные к-ты подчинялись Главному цензурному к-ту. В 1828 с введением нового цензурного устава было учреждено Главное управление цензуры (упразднено в 1862) и К-т (с 1894 - Центральный) цензуры иностранной. В 1832 в Гл. управление цензуры введен представитель 3-го отделения. С этого времени органы политич. сыска стали иметь более тесный контакт с цензурными учреждениями. В 1842 в составе 3-го отделения была создана 5-я (цензурная) экспедиция, ведавшая делами по театральной цензуре. 2 апр. 1848 был образован Секретный комитет (т. н. Бутурлинский комитет), к-рый с позиций крайней реакции, обращая особое внимание на содержание "между строк", рассматривал все разрешенные цензурой и уже напечатанные сочинения и от имени Николая I предлагал Мин-ву внутр. дел наказывать цензоров, авторов, издателей. Эта "эпоха цензурного террора" продолжалась до смерти Николая I в 1855. В 1840-х гг. получила особое развитие "множественность" Ц.- рассмотрение сочинений наряду с общей цензурой ведомствами, к-рых эти сочинения касались. Важную роль играла и духовная Ц., в к-рую попадало большинство сочинений по философии и естеств. наукам. Театральную Ц. в 1811-19 осуществляло Мин-во полиции, с 22 апр. 1828 - 3-е отделение, с 1863 - цензурное ведомство Мин-ва внутр. дел. "Временные правила" 6 апр. 1865 (с этого времени постоянного цензурного устава в России не было) определили новую орг-цию Ц.- Главное управление по делам печати (ему передавалась и театральная цензура), местные к-ты внутр. и иностр. цензуры, цензуры в нек-рых городах, инспекторы для надзора за типографиями и книжной торговлей. Для дорогих немассовых изданий предварительная Ц. заменялась последующей (карательной), при к-рой главную ответственность несли не цензоры, а авторы и издатели. Министр внутр. дел получил право объявлять периодич. печати предостережения; после 3-го - издание запрещалось на срок до 6 месяцев (определением Сената) или закрывалось совсем. В 1866 Главное управление по делам печати закрыло ж. "Современник" и "Русское слово". Конфискация изданий могла осуществляться только по приговору суда. После ряда оправдательных приговоров законом 7 июня 1872 эти дела изымались из ведения суд. палат и передавались К-ту министров. Законом 16 июня 1873 министру внутр. дел было дано право приостанавливать выпуск любого издания, затрагивавшего вопросы гос. важности, обсуждение к-рых "по соображениям высшего правительства найдено будет неудобным". "Временные правила" 27 авг. 1882 предоставили вопрос о прекращении периодич. изданий Совещанию четырех министров (внутр. дел, юстиции, обер-прокурор Синода и нач. ведомства, возбудивший вопрос). За 1873-1904 Гл. управлением по делам печати было издано более 550 циркуляров, запрещавших освещать в печати те или иные вопросы внутр. и внеш. политики. (Перечень цензурных репрессий за 1862-1902 см. в ст. Цензурные взыскания в Энциклопедическом словаре, изд. Брокгауза и Ефрона, полутом 75.) 24 нояб. 1905 были введены "Временные правила" о периодич. печати, заменившие предварительную Ц. последующей (карательной). Цензурные органы получили право ареста отд. номеров с одновременным возбуждением судебного преследования, если в них обнаружены "признаки преступных деяний". "Временными правилами" 26 апр. 1906 карательная цензура была введена и для всех непериодич. изданий. Важнейшим дополнением законодательства являлись многочисленные циркуляры по цензурному ведомству, запрещавшие печати касаться тех или иных вопросов или событий. При Гл. управлении по делам печати было создано в 1906 Осведомительное бюро, снабжавшее органы печати "достоверными сведениями" о деятельности пр-ва. Кроме того, оно собирало тематич. вырезки из газет, составляло обзоры периодики, делало доклады о направлении печати председателю Совета Министров, министру внутр. дел, начальнику Гл. управления по делам печати. Эти мат-лы часто служили основанием репрессий в отношении тех или иных органов печати. В 1914-17 первостепенное значение имела воен. цензура, сохранившая действие и после отмены Врем. пр-вом 6 марта 1917 общего цензурного законодательства и учреждений. Мат-лы центральных цензурных учреждений хранятся в основном в Центр. гос. историческом архиве СССР в Ленинграде. Начальники Главного управления по делам печати: М. П. Щербинин (30.VIII.1865 - 2.XII.1866), М. Н. Похвиснев (2.XII.1866 - 24.IX.1870), М. Р. Шидловский (24.IX.1870 - 15.XI.1871), М. Н. Лонгинов (19.XI.1871 - 23.I.1875), В. В. Григорьев (23.I.1875 - 4.IV.1880), Н. С. Абаза (4.IV.1880 - 5.IV.1881), П. П. Вяземский (5.IV.1881 - 1.I.1883), Е. М. Феоктистов (1.I.1883 - 23.V.1896), М. П. Соловьев (11.VI.1896 - 30.XII.1899), Н. В. Шаховской (1.I.1900 - 25.IV.1902), Н. А. Зверев (9.V.1902 - 16.I.1905), А. В. Бельгард (19.II.1905 - 27.III.1912), С. С. Татищев (27.III.1912 - 29.III.1915), А. А. Катенин (30.IV.1915 - 30.XII.1915), В. Т. Судейкин (30.XII.1915 - 7.V.1916), В. А. Удинцев (7.V.1916 - 21.I.1917), А. А. Катенин (27.I.1917 - 15.III.1917). Источн.: (Щебальский П. К.), Историч. сведения о цензуре в России, СПБ, 1862; Сб. постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 гг., СПБ, 1862; Сб. распоряжений по делам печати (с 1863 по 1 сент. 1865), СПБ, 1865; Собрание материалов о направлении различных отраслей русской словесности за последнее десятилетие и отечественной журналистики за 1863 и 1864 гг., СПБ, 1865; Сб. постановлений и распоряжений по делам печати. С 5 апр. 1865 по 1 авг. 1868, СПБ, 1868; Сб. законоположений и распоряжений по духовной цензуре ведомства православного вероисповедания с 1720 по 1870 г., СПБ, 1870; Материалы, собр. Особой комиссией, Высочайше учрежденной 2 ноября 1869 г. для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати, ч. 1-5, СПБ, 1870; Журналы особой комиссии, Высочайше учрежденной 2 ноября 1869 г. для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати, т. 1-2, (СПБ, 1870); Протоколы Высочайше утвержденного Особого Совещания для составления нового устава о печати (февр.- дек. 1905), (СПБ, 1913); Самодержавие и печать в России, СПБ, 1906; Полянская Л. П., Архивный фонд Главного управления по делам печати. Обзор, ЛН, No 22-24, М., 1935; ее же, Обзор фонда Центрального комитета цензуры иностранной, Архивное дело, No 1/45. М., 1938; Лурье М. Л., Полянская Л. И., Большевистская печать в тисках царской цензуры. Сб. док-тов 1910-1914, Л., 1939; Никитенко А. В., Дневник, т. 1-3, М., 1955-56; Феоктистов Е. М., Воспоминания. За кулисами политики и лит-ры. 1848-1896, Л., 1929. Лит.: Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, М., 1968; Скабичевский А. М., Очерки истории рус. цензуры (1700-1863), СПБ, 1892; Арсеньев К. К., Законодательство о печати, СПБ, 1903; Лемке М. К., Очерки по истории рус. цензуры и журналистики 19 ст., СПБ, 1904; его же, Эпоха цензурных реформ. 1859-1865 гг., СПБ, 1904; его же, Николаевские жандармы и лит-ра 1826-1855 гг., СПБ, 1908; Розенберг В., Якушкин В., Рус. печать и цензура в прошлом и настоящем, М., 1905; Котович А. Н., Духовная цензура в России. (1799-1855), СПБ, 1909; Дризен Н. В., Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881, (СПБ, 1917); Бережной А. Ф., Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати (1895-1914), Л., 1967; Балуев Б. П., Политическая реакция 80-х годов XIX века и рус. журналистика, М., 1971; Герасимова Ю. И., Из истории русской печати в период революц. ситуации кон. 1850-х - нач. 1860-х гг., М., 1974; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, ч. 3, М.-Л., 1934, с. 270-380; Добровольский Л. М., Библиографич. обзор дореволюц. и сов. лит-ры по истории рус. цензуры, в сб.: Труды библиотеки АН СССР и фундаментальной библиотеки общественных наук АН СССР, т. 5, М.-Л., 1961; его же, Запрещенная книга в России, 1825-1904, М., 1962; Здобнов Н. В., История рус. библиографии до нач. XX в., 3 изд., М., 1955; История рус. лит-ры XVIII в. Библиографич. указатель, Л., 1968, с. 101-104; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, М.-Л., 1962, с. 86-87; История рус. лит-ры кон. XIX - нач. XX вв. Библиографич. указатель, М.-Л., 1963, с. 47-49; Сводный каталог рус. нелегальной и запрещенной печати XIX века, ч. 1-9, М., 1971. Г. М. Горфейн. Ленинград.

Понятие цензуры и ее роль в формировании исторической реальности

Нестеров Андрей Андреевич,

аспирант Удмуртского государственного университета

В ряду наиболее важных проблем истории России задача рассмотрения и исследования цензуры представляется весьма актуальной.

Актуальность исследования обусловлена тем, что наступление 21 века сопровождается созданием мирового информационного пространства и формированием нового мировоззрения людей, на которое активно влияют СМИ. В связи с этим вопросы обеспечения свободы информации и ее ограничения становятся все более актуальными. Актуальность тематике придает и современное состояние развития связей государства и СМИ. Проблема вмешательства государства в деятельность СМИ, проблема свободы слова – проблемы вечные. В любом государстве не вся информация предается гласности, в чем заинтересованы различные социальные группы, что также подтверждается наличием различного рода тайн: государственной, военной, коммерческой. Информационные потоки, циркулирующие в обществе, регулирует такой государственный институт, как цензура . С одной стороны цензура как государственный надзор в демократическом обществе недопустим, с другой стороны она всегда присутствует в той или иной форме. Необходимость исследования данной проблемы объясняется потребностями дальнейшего развития научной концепции регулирования отношения СМИ с государством, углубления научных знаний по проблемам свободы слова и цензуры.

История – это интерпретация истины на основе имеющихся фактов. Историческая реальность формируется на основе определенных фактов. С изменением интерпретации факта меняется и сама история. В принципе можно говорить, что человек существует в фиктивном мире. Таким образом, приходим к выводу о том, что история оказывается неустойчивой и зависит от той или иной исторической эпохи.

Цензура является одним их элементов исторической реальности. Именно цензура отбирает те или иные факты, на основе которых формируется историческая реальность. Слово «цензура» принадлежит к числу терминов, описывающих простые на вид, но весьма сложные в действительности социальные механизмы, являющиеся в современных политических условиях предметом ожесточенных споров . В ходе этих споров такие термины нередко подвергаются односторонней трактовке или даже полному искажению смысла. При слове «цензура» обычный человек испытывает негативный рефлекс, побуждающий его, как правило, возражать против использования цензуры. Само понятие цензуры на протяжении всей истории носит негативный оттенок. С точки зрения действительности и полезности для общества в целом цензура скорее друг, чем враг. Цензура – борец за спокойствие. Охраняет человечество от лишнего груза знаний, различных идей и теорий, которые могут разрушить данный уклад общества. Она является неким сторожем на плотине. Необходимо отметить, что на заре своей истории цензура рассматривалась как необходимый элемент справедливого порядка управления, и это мнение господствовало на протяжении тысячелетия с лишним, пока отношение к цензуре в обществе не изменилось. Даже в настоящее время некоторые формы явления, называемого «цензурой», бытуют более широко и пользуются более массовой поддержкой, чем, казалось бы, ввиду дурной репутации этого понятия.

Любопытным образом, ни «Оксфордский словарь английского языка», ни «Новый международный словарь Вебстера» (стандартный толковый словарь английского языка в американском варианте) не дают достаточных сведений о слове «цензура». В Оксфордском словаре это слово вообще не удостоено отдельной рубрики. Оно фигурирует лишь в списке производных от слова «цензор» с довольно туманным толкованием: «должность или должностные обязанности цензора». Словарь Вебстера добавляет к этому определению еще «деятельность цензора». Такая ситуация указывает не только на общую неясность понятия «цензура», но и на чуждость этого понятия англосаксонскому образу мышления .

Словарное обеспечение термина «цензор» выглядит несколько лучше. Оксфордский словарь дает ему три более или менее распространенные толкования плюс одно специальное: «1. Одно из двух должностных лиц (магистратов) в Древнем Риме, проводивших переписи (цензы) граждан и надзиравших за общественными нравами. 2. Чиновник, обязанный просматривать перед публикацией книги, журналы, пьесы и прочие материалы, чтобы не допустить наличия в них чего-либо безнравственного, еретического или оскорбительного либо вредного для государства. 3. Чиновник, просматривающий частную переписку граждан (например, в военное время). 4. Психический механизм, подавляющий некоторые элементы бессознательной сферы».

Взяв эти определения за отправную точку, мы обнаруживаем, что цензура в интересующем нас смысле впервые возникла в древнеримском государстве, где цензор был обязан помимо прочего «надзирать за общественными нравами». Римляне не видели ничего странного в том, что чиновник, следивший за местожительством и доходами граждан в интересах налогообложения, был обязан также обращать внимание на поведение этих граждан. Не сомневались они и в том, что личная жизнь людей законно входит в сферу интересов государства.

Второе толкование подводит нас ближе к сути дела, поскольку в нем фигурируют все элементы того, что мы сейчас считаем развитой цензурной системой: как объекты цензуры (книги, журналы, пьесы и т.п.), так и профилактическая функция цензора, оберегающего общество от «безнравственности», «ереси» и высказываний «вредных для государства». Ключ к пониманию того, что произошло после эпохи Древнего Рима, содержится в слове «ересь», которое заставляет нас обратиться к христианской религии и к становлению христианской церкви. История цензуры в Европе связана, прежде всего, с историей развития и упадка церкви как общественного института.

Как известно, сама церковь в ранний период своей истории подвергалась преследованиям и подавлению со стороны властей, и это наложило неизгладимый отпечаток на ее последующее развитие. Как только христианство стало государственной религией Римской империи, церковь поспешила упрочить свое господствующее положение путем подавления чуждых ей идей и разногласий в собственной среде, на которые был наклеен ярлык «ереси» (интересно отметить, что латинское, а значит, и английское слова, обозначающие это понятие, этимологически связаны с греческим словом, означающим «выбор»). Это повлекло за собой, помимо прочего, установление строгого контроля над распространением и толкованием Священного Писания, что было возможно лишь посредством цензуры. Если бы цензура не коснулась Священного писания, разве бы сложилась единая и сильная церковь, которая так была необходима в тот исторический период. Именно при помощи цензуры сформировалась та историческая реальность, положившая начало формирования единой церкви, единой интерпретации священных текстов. Впрочем, на протяжении всего средневековья эта проблема не имела особого значения. Священные книги переписывались от руки. Их новые экземпляры появлялись на свет в результате долгого кропотливого труда немногочисленной группы посвященных. Даже для учрежденной в 13 веке церковной инквизиции цензура как таковая долго не являлась предметом первоочередной заботы. Отношение к цензуре коренным образом изменилось лишь под воздействием внешнего стимула - в середине 15 века Гуттенберг изобрел книгопечатание. Произошла внезапная революция в процессе изготовления и распространения книг. Появилась возможность «выбора» в невиданных прежде масштабах. А «выбор» был равнозначен ереси. Таким образом, цензура расширила свои полномочия и укрепила свои позиции.

В 1485г., всего 35 лет спустя после изобретения печатного станка, в Майнце, где жил и работал Гуттенберг, по просьбе местного архиепископства было учреждено первое светское цензурное ведомство. В 1493 г. возрожденная инквизиция в Венеции выпустила первый список запрещенных церковью книг, а в 1501 г. папа римский попытался ввести всеобщую цензуру для всего христианского мира. Эта первая попытка закончилась неудачно, но спустя полвека, в 1559 г., один из его преемников издал так называемый «Список запрещенных книг» («Index Librorum Prohibitorum »), который стал обязательным для всех католиков, то есть для большей части населения Западной Европы. Инквизиция, следившая за соблюдением “Списка”, существовала до 1774 г. во Франции и до 1834 г. в Испании. Сам же «Список» остается в силе для католиков по сей день, хотя имеет уже не обязательный, а рекомендательный характер. Отсюда приходим к выводу, что понятие цензуры тесным образом связано с понятием власти, а цензурная практика неотделима от деятельности властных структур. Цензура, в сущности, является служанкой власти, а власть - необходимым условием цензуры. Цензура есть орудие, используемое отдельными людьми, общественными институтами или государствами для достижения, сохранения и увековечения своей власти и сохранения порядка. Она представляет собой распространение физической власти в сферу мысли и духа. Соответственно, чем более централизованный характер имеет власть, и чем шире ее притязания, тем более жесткой, нетерпимой и всеохватывающей обычно становится цензура. Аналогичным образом цензура обычно практикуется (зачастую с согласия общества) в условиях революции, гражданской войны и таких чрезвычайных ситуациях, как мятеж или государственный переворот. Подобные события не очень-то желательны и, вообще говоря, не должны происходить в подлинно демократическом государстве. Однако когда они все же случаются, то введение цензуры часто встречается значительной частью населения с пониманием. Хотя общество должно понимать, что цензура существует не только во время войн и революций, она существует всегда и во всех демократических и недемократических странах. Просто изменяются ее функции и методы. Разумеется, и в таких условиях цензура, так же, как всегда, служит орудием борьбы за сохранение или захват власти, но сама ожесточенность этой борьбы побуждает граждан соглашаться на цензуру. Так было в 1918 г. в советской России, когда Ленин вновь ввел цензуру спустя несколько месяцев после ее отмены свободно избранным Учредительным собранием (которое он разогнал). Цензура была объявлена как временная чрезвычайная мера для защиты новорожденного большевистского режима от враждебной пропаганды, что не помешало ей существовать без особых изменений в течение последующих семи с лишним десятилетий. В Португалии в 1926 г. цензура также была провозглашена в качестве «чрезвычайной меры» после государственного переворота, однако сохранялась вплоть до Апрельской революции 1974 г. В Испании Франко ввел цензуру во время Гражданской войны 1936-1939 гг., и она не отменялась до самой смерти диктатора в 1975 г .

Таким образом, многие правительства отрицают существование цензуры у себя в стране, но в то же время оправдывают существование цензуры, хотя бы и скрытой под туманным понятием «исключительных мер», ссылаясь на якобы существующую угрозу безопасности извне либо изнутри. Цензура практически означает систематический контроль над деятельностью одного, нескольких или всех средств информации посредством мер конституционного, административного, финансового либо сугубо насильственного характера, осуществляемых либо по прямому указанию государственной власти или правящей группы, либо при попустительстве с их стороны . Цензура может сопровождаться насилием или обходиться без него; она может быть всеобъемлющей либо ограниченной. Само представление о цензуре как о социальном зле, с которым нужно бороться, возникло сравнительно недавно, в основном благодаря мыслителям эпохи Просвещения. Необходимо понять, что в любом обществе существуют различные группы, имеющие определенные взгляды на тот или иной вопрос. Задача цензуры не в том, чтобы уничтожить множественность взглядов и дать одну единственную истину. Общество, где царит полный порядок и спокойствие и где вокруг свободы выражения мнений не возникает противоречий и споров, есть общество умирающее или мертвое. Задача цензуры в том, чтобы информация определенного характера не нарушала спокойствие в обществе. Информация - это оружие, которое очень опасно в неумелых руках или в руках, которые намеренно хотят разрушить определенный уклад общества. Цензура охраняет определенного рода информацию и не допускает ее распространения. Цензура также помогает формированию единой исторической реальности. Как тот или иной факт интерпретируется на основе того, что необходимо на данный момент определенной исторической эпохе, так и строится историческая реальность. Всем известно, что Колумб открыл Америку – именно его назвали первооткрывателем – это исторический факт. Факт, что викинги побывали там еще задолго до него, интерпретируется, как догадка, вымысел, сказка или умалчивается вовсе. По данному поводу спорят, но не могут прийти к единому мнению. При помощи цензуры формируется одна историческая реальность и умалчивается или игнорируется другая, которая неприемлема для определенной исторической эпохи. Цензура помогает нам обрести спокойствие и устойчивость в мире фактов, которых с каждым годом становится все больше. А верить или нет – выбор человека и именно от его выбора будет зависеть то, в какой реальности он будет жить. Цензуру следует рассматривать не только как регламентирующую, контролирующую и охранительную, но и как некую стимулирующую силу. Она заставляет думать, задавать вопросы, находить ответы и таким образом образуется фундамент качественного знания, его усвоение и использование в обществе.

Получается, что само понятие цензуры хоть и носит негативный оттенок, является полезным и необходимым элементом истории. Без цензуры не существовало бы единого сильного общества, не было бы единой системы интерпретации фактов, не было бы единого точного знания, не было бы уверенности в точности знания, в конце концов, не было бы самой истории, в том виде какой она преподается в школах и университетах. Цензуру ругали, цензурой пугали, но то, что действительно необходимо обществу, было, есть и будет в той или иной форме.

Литература

1. Горбачев И.Г, Печников В.Н. Институт цензуры в Российском законодательстве 16-19 веков: Историко-правовое исследование.- Казань: Изд-во Казанск . ун-та, 2004.- 228 с .

2. Жирков Г.В. История цензуры в России 18-19 вв.: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 368 с .

3. Лебедев А.П. История запрещенных книг на западе.- Спб ., 2005 г.

4. Скэммелл М. Цензура и ее история. 2006 г.

5. Чолдин М.Т. Империя за забором: История цензуры в царской России.- М.:Рудомино , 2002.- 310 с.

систематический контроль содержания одного, нескольких или всех средств коммуникации путем конституционных, судебных, административных, финансовых или чисто физических мер, которые либо непосредственно проводятся правящей властью, либо осуществляются с ее молчаливого согласия. Может быть выборочной или тотальной. Определяющий признак цензуры – систематический характер контроля.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Цензура

лат. censura), контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-, видео- или фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способам осуществления цензура подразделяется на предварительную и последующую. Предварительная цензура предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет публикаций СМИ, книг, постановку пьес и т.д., последующая заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий, поставленных пьес и т.д. и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении тех, которые нарушают требования цензуры. В средние века цензура носила преимущественно религиозный характер, осуществлялась церковными властями и распространялась на рукописные богословские и церковнослужебные книги в целях недопущения ересей и иных отклонений от официально признанных церковью эталонов. Принимались церковные постановления о запрете книг. Так, при папе римском Урбане VI (XIV в.), было установлено, что можно пользоваться только теми книгами, которые верно переписаны с оригиналов и не содержат ничего противоречащего догматам церкви. Папа Мартин V (начало XV в.) учредил коллегию из числа епископов для контроля за содержанием книг. Позднее появилась и государственная (светская) цензура за деятельностью переписчиков книг и содержанием их продукции, функции ее выполняли, как правило, университеты. С развитием книгопечатания развивалась и система цензуры. В 1471 в католических странах Европы было установлено, что книги духовного содержания могут печататься только с предварительного разрешения церковных властей. В середине XVI в. католической церковью был составлен перечень запрещенных книг, который в дальнейшем неоднократно расширялся. С XVI века функции цензуры постепенно переходят к светским властям, особенно в тех странах Западной Европы, где имелись типографии. При абсолютизме цензура становится одним из основных инструментов борьбы государства и церкви с идеологией, враждебной феодальному строю. Расширяется сеть органов цензуры, усиливается и законодательно оформляется ответственность за нарушение цензурных правил. Великая французская революция и буржуазные революции в других странах провозгласили свободу выражения мысли и отмену цензуры. Однако, овладев политической властью, буржуазия стала сама широко использовать цензуру, ограничивая тем самым возможность использования демократических свобод для большинства граждан. Например, во многих странах рабочая печать долгое время была запрещена. В большинстве современных государств существует последующая (карательная) цензура, т.е. привлечение к уголовной ответственности за распространение в печати «порочащих и клеветнических» или недостоверных сведений (эта ответственность влечет обычно такие меры наказания как штраф, конфискация и запрещение изданий, арест тиража и т.п.). Нормы законов о печати в большинстве стран обычно сформулированы столь расплывчато, что дают возможность предельно широкого толкования. Например, в США запрещается «злоупотребление свободой слова и печати», в Великобритании правительство может в «национальных интересах» запретить публикацию тех или иных сведений. Англосаксонская доктрина права считает, что этот вид цензуры не противоречит принципу свободы слова и печати. Предварительная цензура печати формально не установлена в большинстве стран, однако во многих странах (в т.ч. в США, Франции, Великобритании) действует целый комплекс государственных мер, позволяющих на деле осуществлять жесткое регламентирование свободы печати и информации. Возможности распространения информации и печати ограничиваются установлением разрешительной системы создания органов СМИ, их обязательной регистрации в компетентных государственных органах, необходимостью привлечения крупных денежных средств для их функционирования и т.д. Средства массовой информации являются предметом собственности, что неминуемо определяет отбор публикуемой информации, отсеивание нежелательных сведений. В большинстве стран мира существует система цензурирования кинофильмов, школьных учебников (особенно жесткая в США). В большинстве стран существует государственный надзор министерства юстиции, прокуратуры или органов внутренних дел за соблюдением цензурных запретов. В России цензура зародилась в XVI веке как духовная, с 1721 года ее осуществлял Синод. С разрешением частным лицам заводить типографии, указом 1783 года была введена предварительная цензура: теперь рукопись могла быть напечатана лишь после рассмотрения ее в Управе благочиния. Начало Великой французской революции вызвало ужесточение цензурной политики. В 1790 была уничтожена книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в 1792 закрыто издательство Н.И. Новикова. Указом 1796 для контроля за изданием и ввозом в Россию книг были учреждены цензурные комитеты в Петербурге, Москве и других городах. В XIX веке порядок осуществления цензуры определялся специальными уставами, например, первый цензурный устав 1804 года возложил надзор за печатью на Главное правление училищ при министерстве народного просвещения. Согласно уставу, запрещению подлежали сочинения, «противные православной религии и самодержавному строю». В 1826 году был принят второй устав (прозванный современниками «чугунным»), вводивший массу мелочных ограничений, которые давали цензуре право запрещать любое сочинение. По уставу 1828 года, формально менее стеснительному, для основания любого нового периодического издания требовалось разрешение императора Николая I. Надзор за печатью поручался Главному управлению цензуры при министерстве народного просвещения, которому подчинялись местные цензурные комитеты. На практике цензуру осуществляло «Третье отделение», т.к. цензоры были обязаны сообщать туда о «вольнодумных сочинениях» и их авторах. Из истории литературы известно, как жестокой цензуре подвергались сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. В 1834 году из цензурных соображений был закрыт журнал «Московский телеграф» Н.А. Полевого, а в 1836 – «Телескоп» Н.И. Надеждина. Период 1848–55 гг. вошел в историю русской литературы как эпоха цензурного террора. Напуганный революциями 1848–49 гг. в Западной Европе, царизм усилил надзор за периодической печатью и литературой, видя в них главного проводника революционных идей. 2 апреля 1848 по распоряжению императора Николая I был учрежден негласный комитет (председатели: до 1849 Д.П. Бутурлин, до 1853 – Н.Н. Анненков, до 1856 – М.А. Корф), который рассматривал уже вышедшие в свет издания и докладывал царю обо всем «противоречащем видам правительства». Таким образом, наряду с существовавшей ранее предварительной цензурой вводилась карательная. По докладам негласного комитета в 1848 году был сослан М.Е. Салтыков-Щедрин, в 1852 году был арестован и выслан И.С. Тургенев; подвергались гонениям славянофилы. Цензурный террор достиг апогея после дела петрашевцев. Был уничтожен тираж изданного ими «Карманного словаря иностранных слов». Специальными циркулярами запрещалось публиковать исследования по истории народных движений, фольклору и т.п., резко сократилось количество издаваемых в России книг, журналов и газет. Общее оживление общественной жизни после поражения России в Крымской войне 1853–56 гг. и смерти Николая I, широкое распространение бесцензурной рукописной литературы, основание за границей Вольной русской типографии, обусловили изменение политики правительства. 6 декабря 1855 года негласный комитете (носивший негласное название «Бутурлинского комитета») был упразднен, началась подготовка цензурной реформы. 6 апреля 1865 года были изданы Временные правила о цензуре и печати, возложившие цензурные обязанности на Главное управление по делам печати при министерстве внутренних дел, которое ведало также книжной торговлей, библиотеками, типографиями. От предварительной цензуры освобождались оригинальные сочинения (объемом свыше 10 печатных листов), переводы (свыше 20 листов), периодические издания в столицах – по разрешению министра внутренних дел и издания академий и университетов. За нарушение положений о цензуре была установлена судебная ответственность, конфискация изданий также осуществлялась по приговору суда. Министр внутренних дел мог давать «предупреждения» журналам и газетам за «вредное направление». После третьего такого предупреждения Сенат мог приостановить издание на 6 месяцев или запретить его. Цензурная реформа 1865 года была одной из наименее последовательных реформ 1860–70-х гг., но и она вскоре была сведена на нет различными поправками. С 1868 года министр внутренних дел мог запрещать розничную продажу периодических изданий. С 1872 года дела о конфискации изданий стали решаться в административном порядке Комитетом министров. С 1882 года право запрещать периодические издания было предоставлено Совещанию министров внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода. По этой процедуре в 1866 году были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», а в 1884 году – «Отечественные записки». Многие газеты и журналы закрылись, не выдержав цензурных преследований. Прессе запрещалось сообщать о политических процессах, забастовках, крестьянских волнениях. Всего в 1865–1904 гг. было уничтожено 218 наименований книг; 173 периодических издания получили 282 предупреждения, 218 раз запрещалась розничная продажа, 27 изданий были вообще прекращены. В 1865–1901 были запрещены к обращению в публичных библиотеках и читальнях 205 книг (в т.ч. соч. Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова и многих др.) и 10 журналов. В 1905–1906 гг. была отменена предварительная цензура и восстановлена ответственность авторов и издателей перед судом. Однако система Чрезвычайной и усиленной охраны, введенная в России почти повсеместно после подавления декабрьских вооруженных восстаний 1905 года, дала простор административному произволу: с октября 1905 года по январь 1907 года был наложен арест на 361 книгу, закрыто 371 периодическое издание, 607 авторов и редакторов заключены в тюрьму или оштрафованы. 9 ноября 1917 года был обнародован Декрет о печати, направленный прежде всего против открыто оппозиционной новой власти периодики. «Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, как бомбы и пулеметы. Вот почему и были предприняты временные и экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса», – в таких определениях аргументировалась актуальность Декрета. Подчеркивался его временный характер. В постановляющей части Декрета и печати определялись пределы ответственности печати перед судом и, таким образом, по мнению исследователей, этот документ не ликвидировал буржуазную прессу в целом, а преследовал призывы к открытому сопротивлению и неповиновению Советской власти, ложь и клевету. С октября 1917 года по июнь 1918 года на основании Декрета о печати были закрыты или прекратили существование по другим причинам более 470 оппозиционных газет. Основная часть интеллигенции отнеслась к Декрету о печати негативно. Декрет от 9 ноября 1917 года и ряд последующих ограничивали возможности старой и оппозиционной прессы, впрочем, все эти документы имели кратковременный характер. Принципиально важны были положения по свободе слова, включенные в Конституцию РСФСР, принятую в июле 1918 года. Ограничения обосновывались действиями во имя трудящихся, свобода слова и печати законодательно предоставлялась только части населения страны. В резолюции Первого Всероссийского съезда советских журналистов, проходившего в Москве в ноябре 1918 года предлагалось «допустить в советской прессе свободную критику как общей политики, так и недочетов в деятельности местных и центральных государственных учреждений; при разоблачении злоупотреблений редакции газет должны внимательно проверять весь поступающий материал, устраняя все недостаточно обоснованное…». Взвешенно определялись взаимоотношения с цензурой: «Военная цензура должна ограничиться исключительно надзором над опубликованными сведениями, составляющими военную тайну (оперативные действия советских войск, их численность, состав и т.п.), но ни в коем случае и ни под каким предлогом недопустима политическая цензура, запрещающая опубликование тех или иных сведений под предлогом «возбуждения страстей», «волнения населения», «внесения уныния» и т.п. Ответственность за опубликованное возлагается на редакцию». 23 декабря 1918 года вышло в свет подписанное Л.Д. Троцким «Положение о военной цензуре». Издатели газет, журналов, фотографических и кинематографических снимков и прочих произведений печати, заведующие телеграфными, почтовыми и телефонными установлениями, пассажиры, пересекающие границы Республики, обязаны были представить на цензуру «материал, указанный в особых перечнях». Организация военно-цензурных отделов проходила с большими сложностями. Процесс централизации цензуры был связан с созданием Госиздата (см. Издательское дело, издательство), которому были предоставлены беспрецедентные права контроля и цензуры над всем издательским процессом. В июле 1921 года Госиздатом начали выпускаться «Бюллетени Государственного издательства», детализировавшие процесс цензурирования периодики и всей издательской продукции. В июне 1922 года все цензурные функции были переданы новому специальному учреждению – Главному управлению по делам литературы и издательств, Главлиту. Достаточно полно содержание деятельности Главлита характеризуется его же инструкцией от 2 декабря 1922 года: «недопущение к печати сведений, не подлежащих оглашению (государственная тайна), статей, носящих явно враждебный к Коммунистической партии и Советской власти характер», под цензурные запреты попадали произведения «враждебной нам идеологии в основных вопросах (общественности, религии, экономики, в национальном вопросе, области искусства и т.д.)», запрещались бульварная пресса, порнография, недобросовестная реклама, рекомендовалось изъятие из публикаций «наиболее острых мест (фактов, цифр, характеристик), компрометирующих Советскую власть и Коммунистическую партию», предусматривались такие меры как приостановка отдельного издания, сокращение тиража, закрытие издательства «при наличии явно преступной деятельности, предавая ответственных руководителей суду или передавая дело в местное ГПУ». В параграфе 9 этой инструкции оговаривались связи Главлита с ГПУ-НКВД, последние должны были оказывать «техническую помощь в деле наблюдения за распространением печати, за типографиями, книжной торговлей, вывозом и ввозом печатных произведений из-за границы и за пределы Республики…». Главлит был также уполномочен засекречивать информацию путем составления соответствующих циркуляров. В «Положении о Наркомпросе» 1925 года само слово цензура отсутствует, а функции Главлита расширяются: он получает права на выдачу разрешений по открытию издательств и периодических изданий, отдельных произведений, на издание правил, распоряжений и инструкций, обязательных к исполнению всеми средствами массовой информации. С началом в ноябре 1924 года регулярного радиовещания в стране, общий контроль за ним был поручен Агитпропу ЦК. Цензурирование радиоэфира было поручено республиканским Главлитам и Главреперткомам Наркомпросов республик. Главлиту также поручалось цензурирование кинематографа. Журналистика русской эмиграции, прямо не подпадая под контроль цензурных ведомств, тем не менее проходила через определенный цензурный режим, включавший и обязательства перед страной проживания, и цензуру общественного мнения, для которого важнейшее значение имело показательное отношение к большевизму и Советской власти, и самоцензуру. Цензурным изъятиям подвергались произведения С. Есенина, М. Горького, А. Белого, А. Толстого, А. Куприна. Окончательное установление тотальной цензуры в стране было связано с утверждением власти И. Сталина. Его статья «Печать как коллективный организатор», опубликованная в «Правде» в мае 1923 года, стала краеугольным камнем советской теории журналистики. Информационность журналистики объявлялась троцкистским измышлением, так как именно Л. Троцкий был инициатором исследования проблем информации в печати. Все теоретики информации были подвергнуты критике, некоторые репрессированы, все сферы коммуникации ставились на службу делу партии. В 1930–1940-х годах к основополагающим принципам советской журналистики добавляется еще один – бдительность. Дважды, в 1935 и в 1939 годах руководство Главлита ставит перед партийным руководством вопрос о необходимости еще большей централизации цензурной деятельности, репрессии в журналистской среде особенно усиливаются с приходом на должность заведующего отделом печати и издательств ЦК ВКП(б) Л.З. Мехлиса. Созданный в 1933 году Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме СССР устанавливает систему тотального политического контроля за радиовещанием. В перечне государственных тайн 1936 года насчитывалось 372 позиции, в 1937 году их стало на 300 больше, в 1938 году политически вредными были объявлены 10375706 книг, было уничтожено 55514 газет и журналов на иностранных языках. К 1940-м годам сложилась всесторонняя система партийного контроля и руководства журналистикой. Все структуры партаппарата имели определенные цензурные полномочия, партийный цензурный режим определял не только содержание, но и формы журналистики – язык, стиль, весь творческий процесс, что вело к необходимой режиму мифологизации информации. С появлением телевидения существенных изменений в цензурном режиме не произошло. Постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» 1960 года были четко регламентированы структура и содержание телепередач. С образованием в 1978 году Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР), подчиненного непосредственного Генеральному секретарю ЦК КПСС, цензура на телевидении и радио стала еще более централизованной. Из цензорских новаций можно отметить использование технических возможностей: на телевидении господствует проходящая предварительную цензуру видеозапись, прямое вещание сведено к минимуму. После ликвидации Главлита (1990 год) его имманентные функции перешли к Главному управлению по охране государственной тайны в печати и других средствах массовой информации (ГУОТ), его сменило (1991 год) Агентство по защите государственных тайн в СМИ при Министерстве информации и печати СССР, в 1993 году в России появился закон о государственной тайне. В России, как и в Кыргызстане, предварительная цензура законом запрещена. 14 апреля 1994 года принят Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики», согласно которому Государственный Комитет Кыргызской Республики по национальной безопасности является основной структурой, обеспечивающей функционирование системы защиты государственных секретов.

0 Для многих людей очень важна свобода самовыражения, однако некоторые из них пытаются делать такие вещи, что вызывают отвращения у большинства. Поэтому, правительство вынуждено запрещать одни или другие виды творческой самодеятельности. При этом, народ узнал несколько странных слов, которым не способен дать однозначное определение. На сайте сайт мы всегда стараемся рассказывать о "мудрёных" терминах самыми простыми словами. Рекомендую добавить нас в закладки, ведь у нас будет ещё много полезной инфы . Сегодня поговорим о печальном для многих понятии, это Цензура , что значит, вы можете прочесть немного ниже.
Впрочем, перед тем, как я продолжу мне хочется "порадовать" вас ещё парочкой другой популярных новостей по рандомной тематике . Например, что значит Фетиш , перевод Лямур пердю , что такое Фансайн , как понять Чао Бамбино и т. п.
Итак, продолжим, что значит Цензура ? Этот термин был заимствован из латинского языка "censere ", что можно перевести, как "определять", "оценивать".

Цензура - это контроль над информацией, то есть её обменом, оглаской, распространением и т. п.


Цензура - это надзор за печатью, СМИ, интернетом с целью недопущения распространения опасной с точки зрения правительства информации


В России цензуры практически нет, поскольку мы можем слушать ВВС , радио Свобода и другие на редкость позитивные голоса, которые стремятся дестабилизировать обстановку в нашей стране. Да, что там говорить Эхо Москвы и Дождь вещают каждый день, неся полезное, доброе, вечное в массы, делая из зрителей и слушателей патриотов США, и никто их не щупает за вымя.

А что касается толерантной и демократической Европы и США, то там дело обстоит с точностью, да наоборот. Там существует единая линия политики американского обкома, и никто не смеет её нарушать. Поэтому, обычно говорят о России либо ничего, либо только оскорбления и проклятия, что мы с вами видим каждый день.
Вы граждане, когда в последний раз слышали, что пиндосы в СМИ отзываются о русских хорошо? Я никогда такого не слышал, и не видел.

А смотрели ли вы, канал Эхо Москвы, где с восторгом и восхищением взирают на "град на холме ", то есть Пиндостан ? Это происходит постоянно. Так где цензура, а где её нет, просто подумайте об этом друзья. Я уж не говорю, что скоро RT и Спутник станут "мочить" из тяжёлой артиллерии, это и так очевидно. Свободе слова, не нужно никакое "слово", кроме её собственного...Гыг .

Прочтя эту душещипательную статью, вы узнали, что значит Цензура , и почему у пиндосов так тяжело со свободой слова.

Вам также будет интересно:

Расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования рф Порядок представления Расчетной ведомости
Сервис позволяет: Подготовить отчет Сформировать файл Протестировать на ошибки...
Налог на доходы физических лиц (ндфл)
Здесь Вы узнаете о правах и обязанностях по уплате подоходного налога, сможете скачать...
Простая картофельная запеканка с фаршем
Беспроигрышное сочетание картофеля и мяса, послужившее основой запеканки, никогда не...
Рецепт блинов банан и яйца
Блинчики со сладкой начинкой – любимое лакомство во многих семьях. Начинку готовят из ягод...
Протеиновый коктейль в домашних условиях – масса вкусных рецептов
После тяжелой тренировки, особенно , хорошей идеей будет приготовить протеиновый коктейль в...