Рецепт блинов банан и яйца

Протеиновый коктейль в домашних условиях – масса вкусных рецептов

Рецепт овощного гарнира. Овощное рагу. Блюда из летних овощей. Рагу из летних овощей. Овощное рагу с сельдереем в мультиварке: рецепт с пошаговыми фото Овощное рагу с сельдереем и кабачками

Лучшие и очень мощные мантры на каждый день

Руна Вуньо — значение в однорунном гадании, способы использования

Пример сочинения по истории

Обучение грамоте: "Звуки, и буквы М, м" Задания буква м

Как решать анаграммы с цифрами в домике

Как выбрать страховщика для компании: девять критериев

Рекомендации родителям и педагогам по развитию речи детей дошкольного возраста

Знак зодиака скорпион дружба

Допрос пришельца. утечка из nasa или фейк? Допрос живых инопланетян и установление контакта с пришельцами Как тайное становилось явным

У кого из знаков Зодиака самый легкий характер и с кем у вас будет «легкая» совместимость?

Разновидность хирургии. Общая хирургия. Типы заболеваний, на которых специализируется хирург

Предменструальный синдром: как облегчить состояние?

Раскраска о и а на конце наречий. Буквы о, а на конце наречий. Раздельное написание наречных сочетаний

Познакомить с правописанием -а и -о на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

Практические:

Научить детей обозначать орфограмму в словах;

Вспомнить способы словообразования.

Оборудование: сигнальные карты, светофоры, теоретическая тетрадь.

Тип урока: изучение нового материала по орфографии.

Ход урока.

У. Здравствуйте, дети. Садитесь.

Записываем в тетрадь: «Тринадцатое февраля, суббота. Классная работа.»

Давайте повторим способы словообразования. Какие вы способы знаете? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, слияние, переход из одной части речи в другую)

Посмотрите на слово «КЛАССНАЯ». Каким способом образовано это слово? (Это слово образовано суффиксальным способом.)

А каким способом образовано слово «РАБОТА»? (Бессуфиксным)

Сейчас один человек будет выполнять задание по карточке у доски, а с остальными будем проверять домашнее задание.

Карточка №1.

Одеваться изыска(н, нн)о, ещ… не пришел, подул свеж…, далеко (не) просто, (н…)откуда почерпнуть, море взволнова(н,нн)о, готовить (не)вкус(н, нн)о, прыгнуть (с) разбегу, выполнить (в)миг, замуж(?) невтерпеж(?), бить наотмаш(?).

Один человек вставляет пропущенные буквы у доски:

зимнЕе солнце, встретИл ребятишек, прошЁл (не)заметно, пятно на плАще, молодЕнькое деревцо, возрАжение (не)убЕдительно, оправдЫвался (не)убЕдительно, потерпеть порАжение.

Остальным детям учитель задает вопросы по домашнему упражнению.

У. Какой частью речи являются сказуемые в данных предложениях? (Сказуемые в этих предложениях являются краткими прилагательными .)

У. А каким членом предложения являются слова с приставкой НЕ- в остальных предложениях? (Они являются обстоятельством .)

У. Какой частью речи являются эти слова? (Они являются наречиями .)

У. Все верно. А как определить какой частью речи является слово на -о? (Чтобы определить, к какой части речи относится слово на -о, нужно узнать, каким членом предложения оно является: краткое прилагательное может быть только сказуемым, а наречие - обстоятельством.)

Проверяем учеников у доски.

У. Молодцы, ребята. Ответили все верно. Посмотрите на доску. Прочитайте слова в обоих столбиках.

издавна изнеженно

досуха доверчиво

справа связно

влево вдумчиво

наглухо наклонно

засветло заманчиво

У. Какая часть речи перед нами? (Наречие)

У. Верно. Сегодня мы продолжаем изучать с вами наречие. А какая орфограмма присутствует в этих словах? (В данных словах орфограмма О и А на конце наречий.)

У. Вы правы, а теперь записываем тему урока: «Буквы О и А на конце наречий» . Какой опознавательный признак у этой орфограммы? (Безударность.)

У. В какой морфеме расположена орфограмма? (Орфограмма расположена в суффиксе.)

У. Посмотрите внимательно на слова. По какому признаку они сгруппированы? (В первом столбике наречия с суффиксами -а- и -о- на конце, а во втором столбике только с суффиксом -о- на конце.)

У. Посмотрите, что есть общего в составе слов первого и второго столбика? (Учитель читает слова парами) (В этих словах общие приставки.)

У. Какие это приставки? (ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-.)

У. Верно. А каким способом образованы слова первого столбика? (Приставочно-суффиксальным.) (учитель выделяет производящую основу, приставку и суффикс)

У. А как образованы слова второго столбика? (Суффиксальным способом)

У. Итак, если наречие образовано суффиксальным способом, то на конце наречий всегда пишется -о. Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом, то на конце может писаться как -а, так и -о. От чего это зависит? Как мы можем узнать, когда писать А, а когда О? (С приставками ИЗ-, ДО-, С- пишется А, а с приставками В-, НА-, ЗА- пишется О.)

У. Сейчас я вам помогу и расскажу, как можно легко и просто определить, какая буква пишется на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-, которые образованы приставочно-суффиксальным способом. Если мы видим в наречии одну из этих приставок, то используем правило «окна». Как его использовать? Мы оставляем данную приставку, а вместо наречия подставляем слово «окно». Например, наречие ИЗДАВНА. Оно образовано приставочно-суффиксальным способом, в нем есть приставка ИЗ-, поэтому мы не знаем, что писать на конце. Оставляем приставку ИЗ- и подставляем слово ОКНО. Получается ИЗ ОКНА, на конце стоит А, следовательно в наречии тоже пишем А.

Открываем теоретические тетради на странице 87. Записываем алгоритм. Каким будет первый шаг? (Сначала определим, каким способом образовано наречие. Если суффиксальным, то пишем всегда О на конце. Если приставочно-суффиксальным, то делаем второй шаг.)

У. Каким будет второй шаг? (Смотрим, с помощью какой приставки образовано наречие. Если это приставки ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-, то применяем правило «окна». И это будет третий шаг.)

Алгоритм.

Каким способом образовано наречие?

Приставочно-суффиксальный Суффиксальный способ

С помощью какой приставки образовано О

ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Применяем правило «окна»

издавна (ср. из окна ) влево (ср. в окно )

У. Давайте применим алгоритм на практике. Слово ИЗНЕЖЕННО образовано суффиксальным способом, поэтому пишем О на конце. Слово ДОСУХА образовано приставочно-суффиксальным способом. Образовано с помощью приставки ДО-, поэтому применяем правило «окна»: ДО ОКНА - на конце А, поэтому в наречии тоже пишем А. (Дети делают орфографический разбор таких слов: ДОВЕРЧИВО, СПРАВА, СВЯЗНО, НАГЛУХО, ЗАСВЕТЛО, ЗАМАНЧИВО .)

У. Теперь переходим к закреплению нашей темы. Сначала поиграем в игру «Эрудит». Кто напомнит, кого мы называем эрудитом? (Эрудит - это человек обладающий глубокими познаниями в какой-либо области. )

У. Все верно. Эта игра позволит вам обогатить ваш словарный запас. Кроме того, мы будем учиться объяснять правописание О и А на конце наречий. Сейчас я читаю вам значение слова, вы записываете это слово, используя материал для справок, с помощью алгоритма выбираете, какую букву пишем на конце и подчеркиваете орфограмму. Например, ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ ПОСЛЕ ЗАХОДА СОЛНЦА. Это слово ЗАТЕМНО . Оно образовано приставочно-суффиксальным способом, в нем есть приставка ЗА-. Применяем правило «окна»: ЗА ОКНО, на конце О, поэтому и в наречии пишем О. Продолжаем.

Игра «Эрудит».

Застегнуть пальто на все пуговицы, под подбородок. (НАГЛУХО)

Объяснить что-либо точно, понятно, просто. (ДОХОДЧИВО)

Выполнять действие нерегулярно, нечасто, иногда. (ИЗРЕДКА)

Вытереть так, чтобы не осталось ни капли. (ДОСУХА)

Стоять по левую руку. (СЛЕВА)

Быть наделенным чрезмерно, сполна, до крайности. (ИЗБЫТОЧНО)

Материал для справок:

Изредк…, затемн…, избыточн…, наглух…, досух…, доходчив…, слев… .

Коллективная письменная работа. По цепочке выходят к доске и объясняют по одному слову. Ответ дети проверяют светофорами.

У. Переходим к следующему упражнению. Мы с вами вспомним, как пишутся слова с чередующейся гласной в корне, и еще раз отработаем правописание А и О в конце наречий. Сейчас мы будем писать с вами распределительный диктант. Делим страницу на два столбика: первый столбик - наречия с суффиксом А, второй столбик - наречия с суффиксом О. Я буду диктовать вам словосочетания, вы поднимаете сигнальную карточку с той буквой, которую вы будете писать в конце данного наречия и записываете это словосочетание в соответствующий столбик. Всем все ясно? Например, вырастить заново: что пишем на конце наречия? Верно - О. записываем это словосочетание во второй столбик. Продолжаем.

Распределительный диктант.

Посмотреть искоса (не прямо, скосив глаза; перен. недоброжелательно), возвращаться засветло (пока еще светло, не стемнело), расположиться справа, начинать снова, запереть навечно, обращался запросто.

У. Какую букву написали в корне слова «вырастить»? Какая буква пишется в корне слова «расположиться»? Какую букву пишем в слове «запереть»? Почему пишем Е? (После корня нет суффикса А, поэтому пишем Е .)

Полусамостоятельная письменная работа. Проверяем сигнальными картами.

У. Молодцы. Теперь мы запишем с вами несколько предложений под диктовку. Вспомним знаки препинания в сложноподчиненном предложении, снова повторим чередующиеся гласные в корне и закрепим правописание О и А на конце наречий.

Диктант.

Знаешь ли ты, что издавна используют мяту в лечебных целях. Сызмала

помнишь, как приятно заварить с ней чай, особенно в зимнюю пору. Людям,

собирающимся закаливать свой организм, тоже рекомендуется сначала пить

настой мяты.

Самостоятельная письменная работа. Проверка с помощью контрольной карты.

У. Молодцы, дети. Сегодня мы с вами изучили правописание О и А на конце наречий с приставками, повторили все, что мы уже прошли по наречию, вспомнили способы словообразования, правописание корней с чередующимися гласными, постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Одним словом, за сегодняшний урок мы успели очень многое.

У. За активную работу на уроке оценки получают…

У. А теперь открыли дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку вы должны будете написать сочинение-миниатюру на тему «Самый запоминающийся поход в…»(магазин, театр, библиотеку, на прогулку). На карточках у вас есть материал для справок, который вы должны использовать для своего сочинения. Не обязательно брать все слова. Вы должны использовать этот материал так, чтобы не испортить содержание вашего сочинения. Помните, что у вас должен получится рассказ, а не набор отдельно взятых предложений.

Материал для справок.

Задешево купить, задолго до начала, застыть (упасть) замертво, запросто найти, засветло (затемно) вернуться, изредка появляться, увидеть издалека, издавна желать, накормить досыта, вытереть досуха, гулять дотемна, сжечь дотла, свернуть влево (направо, вправо, налево), собрать воедино, смотреть искоса, запомнил навечно (надолго), закрыта наглухо (накрепко), пойти назло, пришить намертво, сделать наскоро, наказать настрого, убраться начисто, оказался слева (справа), отправиться снова, сначала выполнить уроки.

«Самый запоминающийся поход в…» (магазин, театр, библиотеку, на прогулку)

Дата: 30.01.2014 Тема:

Изредка, издавна, искоса, дочиста, досуха, докрасна, добела, справа, слева, снова, сначала.

Влево, вправо, наглухо, направо, насухо, насильно, налево, начисто, надолго, начерно, наново, крепко-накрепко, туго-натуго, чисто-начисто, засветло, заново, замертво, заживо, заведомо.

Изначально, достаточно.

I. 1. Изредка в близкой речке с внезапной звучностью плеснет большая рыба. (Т.) 2. На тряской мельнице колеса уже шумят издалека. (Майк.) 3. Пурга дочиста вымела скалы, нарты застревали в камнях, собаки оставляли кровавые следы на голой земле (Алд.-Сем.) 4. Долго ползли по очень крутому склону, поросшему сначала сосновым лесом, а потом еловым. (Кат.) 5. Русский народ издавна славится своим гостеприимством.

II. 1. Около полудня бричка свернула с дороги вправо, проехала немного шагом и остановилась. (Ч.) 2. Глаза Чертопханова медленно раскрылись, и потухшие зрачки двинулись сперва справа налево, потом слева направо и остановились на посетителе. (Т.) 3. Направо от нас у самого озера шумел высокий бор, налево был дикий невылазный болотный лес, переходящий в огромные болотные пространства. (Пришв.) 4. Петя проснулся задолго до трубы. (Кат.) 5. Отряд засветло вернулся к лагерю. 6. Петя решил на прощанье наскоро выкупаться. (Кат.) 7. Веточки молодой осины были начисто острижены лосями. (С.-М.)

III. 1. Детям крепко-накрепко было приказано не прикасаться к спичкам. 2. Мы просто-напросто разулись и перешли реку вброд.

«Буквы о , а на конце наречий"

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Ахметова Н.И.

МЕСТО УРОКА В КТП: урок изучение новой темы.

Цели урока:

развивающая:

Развивать мышление от частного к общему, элементы творческого поиска

Учить работать самостоятельно;

образовательная:

Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

воспитательная:

Развивать чувство коллективизма, ответственности;

Воспитывать умение конролировать свои эмоции.

Задачи урока:

1. Создание условий для осознанного запоминания правописания о и а в конце наречий

2. Научить составлять алгоритм по теме урока.

3. Научить правильному употреблению наречий в тексте.

4. Помочь каждому поверить в себя

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

Умение составлять алгоритм по теме, осознанно применять его при написании текста.

Ресурсы : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР,

Литература:

Учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией

М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской и др.

Видеоуроки и тесты для 7 класса

Методы и приемы: проблемное обучение, взаимооценка, самооценка, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, в группах, всем классом, у доски по карточкам.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

Межпредметные связи: литература

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность урока: 45 минут.

Ход урока

1.Лингвистическая разминка

Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы:
свЁкла – ФЁкла
ель – щавЕ"ль
вЕра – афЕ"ра
удивИт – алфавИ"т
истерИя – ассиметрИ"я
сидИшь - звонИ"шь
достАл – квартА"л
столЯр – малЯ"р

II. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.»

1. Объяснение эпиграфа.

2.Просмотр видеоурока №30

3. Составление алгоритма

Применяя данное правило, рассуждаем так:

Алгоритм

Наречие образовано

от беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

в на за из до с

Пишем

III. Закрепление изученной темы.

1.-Работа в парах(рассуждение по алгоритму) :

Издалека, докрасна, снова,сначала,исправно,изнеженно,доверчиво,связано.

2.Записывать слова и графически обозначить правило: упражнение 269

3.Работа по вариантам: упражнение 271

4.Самостоятельное чтение упражнения 272, пересказ, беседа по тексту.

5.Экспресс-тест по изученной теме

1.

1) засветл...

2) издавн...

3) вдохновенн...

4) досыт...

2. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ если наречие образовано от прилагательного с приставкой, то на его конце пишем А.

__ в наречиях с приставками на-, в-, -за на конце пишется О

__ в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется А

__ если наречие образовано от прилагательного, не имеющего приставки, то на его конце пишем О.

3. В каких случаях мы напишем на конце наречий О?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Упражнение было переписано занов... .

2) Герой сызнов... вернулся в родные края.

3) Дверь была закрыла наглух... .

4) Изредк... в реке ловилась крупная рыба.

4. Найдите наречие, на конце которого пишется А.

1) занов...

2) набел...

3) насух...

4) дочерн..

5. Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Пойдёшь направо, а придёшь налево.

2) Засветло найди пристанище на ночь.

3) Досыто не наедаемся, а с голода не умираем.

4) Правая рука - это та, на которой большой палец слева.

6. Вопрос:

В поговорке "Грозит мышь кошке, да издалече" наречие употреблено в архаичной форме. О или А писалось бы на конце современного варианта наречия? Запишите наречие в его современном варианте.

Изображение:

Запишите ответ:

7. Отметьте предложения с ошибками

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) И слева, и справа были стены.

2) Искосо бросая взгляды на друзей, жадный Вова ел мороженое.

3) Таня насуха вытерла мячик.

4) Котенок доверчиво прижался к ласковым рукам.

8. Наречия, которые были образованы от прилагательных с приставками.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) заново

2) изысканно

3) изменчиво

4) изнеженно

9. Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько наречий в ней пишутся с А на конце? Ответ укажите числом.

Издавн... повелось, что и направ..., и налев... от этого коридора были наглух... закрытые двери, на которые жильцы изредк... поглядывали искос... .

Изображение:

Запишите число:

10.Отметьте предложения без ошибок

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Он каждый раз начинал решать эту задачу заново.

2) Радостный Витя слегка приобнял друга за плечи.

3) За лето ученики нашего класса загорели дочерно.

4) В армии солдат бреют наголо.

Ответы:

1) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;

2) (2 б.) Верные ответы: Нет;

Нет;

3) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 4;

5) (3 б.) Верные ответы: 3;

6) (2 б.) Верный ответ: "издалека".

7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3;

8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

9) (3 б.): Верный ответ: 3.;

10) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 43, с. 111).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске

и в тетрадях).

V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет!" о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

Домашнее задание

Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо - о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)

Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный -одна н.)

Словарная работа на доске:

Бе--молвие

(Не)рукотворный хр-м

Ц-рит г-рмония

Оч-рованная душа

Поэтическая нап-вность

Л-сная ска-ка

Хр-м пр-роды

(По)истине тр-гическое звуч-ние

Слыш-т?ся в ответ

Ра-рушенный

Исп Цели: закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников. .

Методические приемы: анализ сочинений, повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Чтение и анализ нескольких сочинений - описаний

внешности

II. Беседа по вопросам учебника

Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми.

III. Вопросы и задания, составленные учениками

За удачные вопросы и задания ученики получают оценку.

IV. Словарный диктант

Акварель, аквариум, акваланг, берёста, благородный, великодушный, возвышенный, выровненный, гирлянда, движимый, желанный, жёваный, изощренный, искриться, калитка, кованый, колонна, медленный, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, отразить, пакет, переведённый, поразительный, прекратить, претензия, приведённый, присутствовать, рыцарский, святой, священный, силуэт, чуткий.

V. Работа по развитию речи

1. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.уга(н,нн) пр-тихший лес

По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки - штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1) Все поезда идущ...ев футбольную cm.. .лицу заполн... е(н, нн)ы болелыц...ками.

2) Ко(м, мм)ентаторы уд...ляли повыше(н, нн)ое вн... мание футболисту забивш...му победный гол в ворота соперн...ка.

3) (В)место пользу...щ...гося в команде (не, ни)пр...река...мым автор...тетом вет...рана в стартовом составе может выйти v под... ющий надежды защитник из юнош... ской сборной страны.

4) Дровиш...к в разг...ревш...йся к...стер надежд подбросила молодая пор...ель украинских игроков добравшись до ф...нала чемп...оната Европы.

5) Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил I мяч... через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч... поч...ти на линии ворот.

6) Об...грае три команды бр...зилъц... вышли в (четвертьфинал.

1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.

(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)

Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

I ложении: нападающий - оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае - при-[ частия в существительное).

IV. Выполнение упражнений

Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

Алгоритм

Наречие образовано

От беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

  • Цели:
  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся,

ХОД УРОКА

1. Формирование психологического настроя.

Здоров ли ваш скот? Садитесь. Удивлены? Эту странную на первый взгляд фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зулусов говорят при встрече: «Я тебя вижу». А мы по-русски говорим просто: «Здравствуйте». То есть желаем нашему знакомому здоровья, о нем мы поговорим чуть позже, а сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят учащиеся 7 «А» класса, они составили специально для вас вопросы по теме «Правописание наречий».

2. Повторение изученного по теме: «Правописание наречий».

Слайд 1.Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?

Слайд 2.С вами играет Цепенникова Настя. Внимание вопрос:

Какие слова являются наречиями?

Слайд 3.С вами играет Басков Евгений. Внимание вопрос:

Существительныесклоняются, глаголы спрягаются.

Как изменяются наречия?

Слайд 4. С вами играет Пичкалев Павел. Внимание вопрос:

Расскажите о правописании не с наречиями.

Слайд 5. С вами играет Корепанов Павел. Внимание вопрос:

Определите, какой частью речи и каким членом предложения являются выделенные слова:

  • день прошел (в)пустую .
  • мы вернулись (в)пустую комнату.

Слайд 6. С вами играет Потапов Андрей. Внимание вопрос:

Когда на конце наречий после шипящих пишется суффикс -О, а когда -Е?

Дополните ответ своими примерами.

Слайд 7.С вами играет Смолин Виктор. Внимание вопрос:

Игра «Третий лишний»:

  • скучно
  • нарочно
  • празднично

Слайд 8. С вами играет Пачева Настя. Внимание вопрос:

В каких случаях в наречиях пишется одна, а в каких две буквы Н?

Дополните ответ своими примерами.

Очень интересный и сложный вопрос, и хотя вы ответили на него правильно, давайте проверим на практике знание этой орфограммы.

Работа в парах на ноутбуках. CD «1С:Репетитор. Русский язык (1.0а)»

Ваши знания оценит независимый эксперт - компьютер. На полях тетради выставьте, пожалуйста,оценку компьютера.

Карточки (для того, кто справился с заданием раньше).

Слайд 9. С вами играет Половодов Саша.

3. Новый материал

На вопрос Саши мы пока ответить не сможем, оставим его на потом. А сейчас внимание на доску:

- Что общего и чем отличаются слова данных столбиков?

Чем же будет заниматься сегодня на уроке?

Итак, тема урока «Буквы О, А на конце наречий».

Может быть, кто-то догадался, от чего зависит написание суффиксов данных слов? (Слайд 10).

Работа с учебником.

Проверим, к правильному ли выводу мы с вами пришли. Открываем учебник на странице 105. Самостоятельно читаем новый материал. Время чтения 5 минут.

Когда же на конце наречий, образованных при помощи приставок и суффиксов, пишется -О? Когда -А?

Каким приемом, для лучшего запоминания выбора орфограммы, предлагает вам воспользоваться учебник?

Есть еще один прием: нужно запомнить два очень интересных слова «навзао» и «издоса», они состоят из трех приставок и одного суффикса. Используйте тот прием, который вам больше понравится.

4. Тренировочные упражнения:

1. Упражнение 242. Работает по цепочке второй ряд, запись делаем с объяснением орфограммы.

2. Данные словосочетания заменить наречиями с –О или –А на конце, объяснить выбор орфограммы:

  • Идти в правую сторону (идти вправо);
  • Расстаться на долгое время (расстаться надолго);
  • Наесться до полной сытости (наесться досыта);
  • Переписать окончательно (переписать начисто или набело ).

Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

3. Слайд 11. К данным наречиям подобрать антонимы:

  • справа
  • затемно

С данными словами придумайте предложение, запишите его, подчеркните наречия как член предложения.

4. Работа в парах на ноутбуках. Раскраска. Открыть с помощью Paint. <Рисунок 1>

Карточки для тех, кто с работой справился раньше.

5. Итоги.

Слайд 9. Я думаю, что сейчас мы сможем ответить на вопрос Половодова Саши. Внимание вопрос:

Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?

6. Слайд 12. Домашнее задание:

1. Упр. 242 с двумя приставками на выбор.

2. Вопрос на пятерку. Почему в наречии дословно пишется суффикс –о?

7. Слайд 13. Работа над развитием речи. Соревнование с компьютером «Кто быстрее?»

Заменить в предложении фразеологизм наречием:

  • Из школы Игорь шел черепашьим шагом . (медленно)
  • Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
  • Сегодня мне пришлось встать чуть свет . (рано)
  • От остановки до нашей школы рукой подать .(близко)
  • В автобусе сегодня яблоку негде было упасть .(тесно)

8. Рефлексия

Сегодня на уроке оценки вам ставил компьютер, оценивала вашу работу я, а сейчас оцените себя сами:

- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее

- Все понял(а), но активно работать на уроке стеснял(ась)ся

- Присутствовал(а) на уроке

Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Полученный « портрет» класса вручается классному руководителю.

Всем спасибо. До свидания.

«Буквы о , а на конце наречий"

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Ахметова Н.И.

МЕСТО УРОКА В КТП: урок изучение новой темы.

Цели урока:

развивающая:

Развивать мышление от частного к общему, элементы творческого поиска

Учить работать самостоятельно;

образовательная:

Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

воспитательная:

Развивать чувство коллективизма, ответственности;

Воспитывать умение конролировать свои эмоции.

Задачи урока:

1. Создание условий для осознанного запоминания правописания о и а в конце наречий

2. Научить составлять алгоритм по теме урока.

3. Научить правильному употреблению наречий в тексте.

4. Помочь каждому поверить в себя

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

Умение составлять алгоритм по теме, осознанно применять его при написании текста.

Ресурсы : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР,

Литература:

Учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией

М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской и др.

Видеоуроки и тесты для 7 класса

Методы и приемы: проблемное обучение, взаимооценка, самооценка, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, в группах, всем классом, у доски по карточкам.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

Межпредметные связи: литература

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность урока: 45 минут.

Ход урока

1.Лингвистическая разминка

Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы:
свЁкла – ФЁкла
ель – щавЕ"ль
вЕра – афЕ"ра
удивИт – алфавИ"т
истерИя – ассиметрИ"я
сидИшь - звонИ"шь
достАл – квартА"л
столЯр – малЯ"р

II. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.»

1. Объяснение эпиграфа.

2.Просмотр видеоурока №30

3. Составление алгоритма

Применяя данное правило, рассуждаем так:

Алгоритм

Наречие образовано

от беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

в на за из до с

Пишем

III. Закрепление изученной темы.

1.-Работа в парах(рассуждение по алгоритму) :

Издалека, докрасна, снова,сначала,исправно,изнеженно,доверчиво,связано.

2.Записывать слова и графически обозначить правило: упражнение 269

3.Работа по вариантам: упражнение 271

4.Самостоятельное чтение упражнения 272, пересказ, беседа по тексту.

5.Экспресс-тест по изученной теме

1.

1) засветл...

2) издавн...

3) вдохновенн...

4) досыт...

2. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ если наречие образовано от прилагательного с приставкой, то на его конце пишем А.

__ в наречиях с приставками на-, в-, -за на конце пишется О

__ в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется А

__ если наречие образовано от прилагательного, не имеющего приставки, то на его конце пишем О.

3. В каких случаях мы напишем на конце наречий О?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Упражнение было переписано занов... .

2) Герой сызнов... вернулся в родные края.

3) Дверь была закрыла наглух... .

4) Изредк... в реке ловилась крупная рыба.

4. Найдите наречие, на конце которого пишется А.

1) занов...

2) набел...

3) насух...

4) дочерн..

5. Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Пойдёшь направо, а придёшь налево.

2) Засветло найди пристанище на ночь.

3) Досыто не наедаемся, а с голода не умираем.

4) Правая рука - это та, на которой большой палец слева.

6. Вопрос:

В поговорке "Грозит мышь кошке, да издалече" наречие употреблено в архаичной форме. О или А писалось бы на конце современного варианта наречия? Запишите наречие в его современном варианте.

Изображение:

Запишите ответ:

7. Отметьте предложения с ошибками

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) И слева, и справа были стены.

2) Искосо бросая взгляды на друзей, жадный Вова ел мороженое.

3) Таня насуха вытерла мячик.

4) Котенок доверчиво прижался к ласковым рукам.

8. Наречия, которые были образованы от прилагательных с приставками.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) заново

2) изысканно

3) изменчиво

4) изнеженно

9. Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько наречий в ней пишутся с А на конце? Ответ укажите числом.

Издавн... повелось, что и направ..., и налев... от этого коридора были наглух... закрытые двери, на которые жильцы изредк... поглядывали искос... .

Изображение:

Запишите число:

10.Отметьте предложения без ошибок

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Он каждый раз начинал решать эту задачу заново.

2) Радостный Витя слегка приобнял друга за плечи.

3) За лето ученики нашего класса загорели дочерно.

4) В армии солдат бреют наголо.

Ответы:

1) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;

2) (2 б.) Верные ответы: Нет;

Нет;

3) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 4;

5) (3 б.) Верные ответы: 3;

6) (2 б.) Верный ответ: "издалека".

7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3;

8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

9) (3 б.): Верный ответ: 3.;

10) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 43, с. 111).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске

и в тетрадях).

V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет!" о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

Домашнее задание

Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо - о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)

Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный -одна н.)

Словарная работа на доске:

Бе--молвие

(Не)рукотворный хр-м

Ц-рит г-рмония

Оч-рованная душа

Поэтическая нап-вность

Л-сная ска-ка

Хр-м пр-роды

(По)истине тр-гическое звуч-ние

Слыш-т?ся в ответ

Ра-рушенный

Исп Цели: закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников. .

Методические приемы: анализ сочинений, повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Чтение и анализ нескольких сочинений - описаний

внешности

II. Беседа по вопросам учебника

Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми.

III. Вопросы и задания, составленные учениками

За удачные вопросы и задания ученики получают оценку.

IV. Словарный диктант

Акварель, аквариум, акваланг, берёста, благородный, великодушный, возвышенный, выровненный, гирлянда, движимый, желанный, жёваный, изощренный, искриться, калитка, кованый, колонна, медленный, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, отразить, пакет, переведённый, поразительный, прекратить, претензия, приведённый, присутствовать, рыцарский, святой, священный, силуэт, чуткий.

V. Работа по развитию речи

1. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.уга(н,нн) пр-тихший лес

По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки - штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1) Все поезда идущ...ев футбольную cm.. .лицу заполн... е(н, нн)ы болелыц...ками.

2) Ко(м, мм)ентаторы уд...ляли повыше(н, нн)ое вн... мание футболисту забивш...му победный гол в ворота соперн...ка.

3) (В)место пользу...щ...гося в команде (не, ни)пр...река...мым автор...тетом вет...рана в стартовом составе может выйти v под... ющий надежды защитник из юнош... ской сборной страны.

4) Дровиш...к в разг...ревш...йся к...стер надежд подбросила молодая пор...ель украинских игроков добравшись до ф...нала чемп...оната Европы.

5) Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил I мяч... через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч... поч...ти на линии ворот.

6) Об...грае три команды бр...зилъц... вышли в (четвертьфинал.

1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.

(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)

Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

I ложении: нападающий - оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае - при-[ частия в существительное).

IV. Выполнение упражнений

Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

Алгоритм

Наречие образовано

От беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

Вам также будет интересно:

Рецепт: Соевое молоко - китайский народный рецепт Соевое молоко из соевых бобов
Соевое молоко – это пищевой продукт растительного происхождения, который получил особенно...
Чем полезна стручковая фасоль для организма
Фасоль, бывшая когда-то чисто декоративным растением, отвоёвывает заслуженное место на...
Расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования рф Порядок представления Расчетной ведомости
Сервис позволяет: Подготовить отчет Сформировать файл Протестировать на ошибки...
Налог на доходы физических лиц (ндфл)
Здесь Вы узнаете о правах и обязанностях по уплате подоходного налога, сможете скачать...
Простая картофельная запеканка с фаршем
Беспроигрышное сочетание картофеля и мяса, послужившее основой запеканки, никогда не...