Включает обследование фонематического слуха, восприятия, представлений, навыков звукового (фонематического) анализа и синтеза.
Изучение этих навыков проводится, в зависимости от возраста ребенка и речевого онтогенеза.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, который позволяет дифференцировать все фонемы родного языка, различать слова сходные по звучанию, слова с оппозиционными звуками (слова-паронимы «лак-рак, мишка - миска»). Это способность, частично заложенная природой (этот процесс формируется к 2-м годам), частично развивается под воздействием общения с окружающими людьми.
Онтогенез:
1.7г. – 1.8г . – значительные изменения в фонематическом слухе.
К 2-м годам первичный фонематический слух оказывается сформированным, т.е. дети различают твердость и мягкость согласных (покажи, где мишка, а где мышка).
В 3 года – ребенок хорошо различает правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи, хотя сам правильно все звуки произносить не может (физиологическое косноязычие).
К 5 годам у ребенка в норме формируется правильное звукопроизношение и различение всех фонем родного языка. Так же спонтанно формируется способность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
Элементарные формы звукового анализа – выделение первого гл. звука в слове и последнего согласного звука в слове;
*Более сложные формы звукового анализа формируются в условиях специального обучения на этапе подготовки в школе:
Выделение первого согласного «Кошка», последнего гласного звука «кошкА», слогообразующего гласного «кОт,кИт» формируются в условиях специального образования.
Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по определению наличия звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине, концу слова, количества и последовательности звуков.
Звуковой анализ слова – ориентация в звуковой оболочке слова (какой звук ты слышишь в начале слова, в конце слова, в середине слова; какой звук ты слышишь в слоге, какой звук стоит в слове перед заданным звуком, после заданного звука, какова последовательность и сколько звуков в слове).
Недостатки фонематического слуха и фонематического восприятия нарушают процесс формирования звукового анализа и синтеза. В тоже время звуковой анализ и синтез достаточно самостоятельный процесс, который может быть нарушен у ребенка и с правильным звукопроизношением, т.к. может страдать линейная последовательность (сукцессивные процессы).
К вопросу обследования …В ходе обследования можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки С и Ш , однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим ("У кос ки пусиштый хвост"). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таки образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.
Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребёнком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. Ниже приводится примерный перечень слов и словосочетаний:
К -X: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;
Ль- Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;
С-Ш : у Сашеньки шесть стёклышек. Саша идёт по шоссе. Машинист сошёл с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;
3-Ж: У Зои жёлтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; жезл;
С-С"-Ч : Сонечка, сачок, скачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;
Т"-Ч : учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать; «Течет, течет – не вытечет»;
Ч-Ц : ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек, кончается,
лечебница;
Ч-Щ: чаща, чище, щёточка, часовщик, учащийся, скучающий, щёчки;
«Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока ».
С-Ц : спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; соцветие.
Щ-С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий, моросящий.
Л-Р : Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглёр, выиграла,
мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролёр.
Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребёнку повторять их отражённо.
Обследование фонематического слуха
После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребёнок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции и близким по звучанию.
1. Выявить, как ребёнок слышит звук в ряде других звуков (звуки далёкие и смешиваемые). Например, "Если услышишь звук с, хлопни в ладоши: с, н, к, с, л, ш, с, ц и т.д. "
5) Определить, может ли ребёнок отобрать картинки с заданным звуком: а ) картинки называет логопед; б)ребёнок самостоятельно выбирает картинки;
в
) предложить ребёнку самостоятельно придумать слова с заданным
звуком.
Приемы обследования фонематического слуха
1. Различение слов -паронимов на слух
Паронимы – слова, отличающиеся только 1 оппозиционным звуком.
Оппозиционные звуки – это звуки сходные по большинству признаков и отличающиеся тонкими акустико – артикуляционными признаками (твердость - мягкость, звонкость - глухость, шипящие-свистящие-аффрикаты, сонорные Р-Л,Рь-Ль).
Инструкция: Я буду тебе называть картинки, а ты мне их показывай; или «Объясни, что означает слово»; или «Дай мне миску, а себе возьми миш ку (ранний возраст).
2. Различение на слух слов фонетически сходных, но разных по значению, т аких как: «земля - змея, выход - выдох».
Пример. Инструкция: "Покажи, где: дочка, почка, кочка".
Инструкция : скажи, что означает «земля», а что такое «змея»; что такое «выдох», а что такое «выход».
Приемы чередуются, если недостаточно одного приема, то они комбинируются.
Приемы обследования слухового восприятия
1. Как ребенок слышит звук в ряде других звуков, слогов, слов.
Звуки – далёкие и смешиваемые.
Например, «Если услышишь звук с, хлопни в
ладоши:
с, н, к,
с, л, ш,
сь, ц». и т.д.
"
2) Определить, как ребёнок различает заданный слог в ряде других
слогов. Слоги подбираются так же, включаются смешиваемые
звуки, прямые и обратные.
Например: са, ша, ба, са, ма, ас, ца, ща, жа, аш.
3) Определить, слышит ли ребёнок заданный звук в слове.
Инструкция : хлопни в ладоши, когда услышишь звук. Ребенку предлагается цепочка слов с заданным звуком и без заданного звука.
При подборе лексического материала, включаем слова:
а ) с заданным звуком (звук в начале, середине, конце слова);
б
) слова, исключающие заданный звук;
в
) слова со смешиваемыми звуками.
Данный раздел обследования проводится как на сохранных, так и на нарушенных в произношении звуках. Необходимо установить, нарушение касается только нарушенных в произношении звуков (когда ребенок не слышит собственного дефекта), либо это нарушение касается как нарушенных, так и сохранных в произношении звуков.
Этот раздел может варьироваться, в зависимости от задач обследования.
На начальном этапе (подготовительный) коррекции звукопроизношения, необходимо уточнить, слышит ребенок свой дефект или нет, слышит он правильный звук в ряду других звуков, слогов, слов.
Интерпретация результатов : дети со стертой дизартрией часто не слышат своего дефекта (межзубный сигматизм), лучше слышат свой дефект в речи окружающих, лучше слышат в речи окружающих дефект, отличный от своего. Т.е. вторично страдает фонематическое восприятие.
-«у кошки пусшистый хвост» - нарушена дифференциация. Задания на слова -паронимы «миска-мишка, крыша-крыса».
-Замена Л на В, во всех фонетических условиях - необходимо выяснить, какая это замена, фонетическая или фонематическая. Ребенку предлагается пара картинок на Л и на В.
Инструкция: Покажи где?. Если ребенок не различает слова – это может быть фонематическая замена.
- замена звука С на звук Т.
Инструкция: покажи где «санки», а где «танки». Если различает, значит это фонетическая замена и фонематический слух у него сформирован.
Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза проводится с учётом широко применяемых в логопедии методик, представленных в работах Л.Н.Ефименковой, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной, Н.А.Грассе, И.Н. Садовниковой, О.А.Токаревой.Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза включает 4 серии заданий:
Серия I. Обследование письма.
Методика обследования письма включает 3 вида заданий.
Задание 1 . Письмо под диктовку (слуховые диктанты).
Тексты слуховых диктантов соответствуют программным требованиям. Тексты взяты из сборника диктантов по русскому языку соответствующего класса. Для 2-х классов специально подобраны 2 текста различной сложности. Количество слов в диктантах соответствует допустимому объему: 30-35 слов. Предложения состоят из слов с различной звуковой и слоговой структурой.
2- классы
Зимой.
Гуляют вьюги. Трещат морозы. Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залег медведь. Лесник Иван Григорьевич кладет в кормушку сено для зверей.
Пришла зима.
Прошла осень. Листья с деревьев облетели. Трава высохла. Земля стала замерзать ночью. Лужи затянулись льдом. Кругом тишина. Закружились в воздухе первые снежинки. Ребята с радостью побежали во двор. Дети были рады приходу зимы.
Задание 2 . Списывание с печатного текста .
Списывание как простейший вид письма наиболее доступно детям, страдающим дисграфией. Ценность его - в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей.
У реки.
Деревня Сосновка стоит на холме. Под горой течёт река Вязьма. Правый берег Вязьмы крутой. По тропинке ребята спустились на пляж. У берега плавают кувшинки на длинных стеблях. Около старой берёзы бьёт из-под земли родник. Девочки пьют прохладную водичку из ключа. Мальчики ныряют в воду.
Задание 3. Списывание с рукописного текста .
Текст включает слова с различной слоговой и звуковой структурой, равномерно насыщен как близкими друг другу фонемами и близкими по начертанию графемами, так и орфограммами.
Текст для списывания (с рукописного текста ).
Птицы.
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
Серия II. Обследование фонематического восприятия
Методика обследования фонематического восприятия включает серию заданий на слуховую дифференциацию звуков речи по противопоставлениям:
1. звонкость - глухость
Б - П
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «б», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: па, ба, бо, по, пы, вы, ты, пу, бу, су, бла, пла, плу, блу, бло.
б) Ряды слов: почка, балка, палка, бочка, пашня, бой, башня, порт, братик, брошка, пой, борт, плита, бумага.
в) Предложения: Боря будет рисовать грибы и павлина. У Полины барабанные палочки. Папа покупает пальто и брюки.
З - С
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: за, са. ты, сы, мы, зы, су, зу, ку, со, слу, зло, сло, сли, зли, ска, зля, спи.
б) Ряды слов: сок, зонт, суп, зуб, сон, стакан, сайка, майка, зайка, заветы, монеты, советы, слой, злой, зайка, мойка, сойка, соловей, злодей.
в) Предложения: Слава и Захар были в лесу. Под кустом спал зайка. Вот следы зайки. Злая собака лежит у забора. У медведя спячка.
Д - Т
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «т», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: та, да, по, до, то, ты, ту, ду, лы, ды, тэ, дра. бра, тра.
б) Ряды слов: трава, дрова, Москва, доска, тоска, точка, почка, дочка, дачка, качка, тачка.
в) Предложения: Дрова рубят топором. Даша купила тапочки. Даня и Толя дразнят Трезора.
На дорожке тачка, в конце дорожки - дачка.
Ш - Ж
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ж», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ша, жа, жу, шу, шо, то, жо, жда, шту, кру, жду, шло, жни.
б) Ряды слов: шар, дар, жар, шаль, жаль, соль, жутко, утка, шутка.
в) Предложения: От костра жар, над костром - шар. . У печки Саша, а в печке - сажа. Маленькая Луша и большая
твёрдость - мягкость
Л - ЛЬ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ль», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ли, ла, лы, мы, ти, ле, ну, лу, лю, ло, лё, ма, ля.
б) Ряды слов: Лада, Лида, лесник, ласты, лук, люк, люстра, лось, лисята, ласточка, лещ, листик.
в) Предложения: Приоткрытый люк, а в корзине - лук. Лида и Лада едят малину. К Лёне пришла Люда. На дороге галька, а на гальке - галка. На речке мель, а в классе - мел.
Р - РЬ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «рь», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ра, ма, рю, кю, рэ, ре, ка, ря, ри, ря, ло, ро, рё, ры.
б) Ряды слов: рыба, тина, ручей, клюква, ребята, рябина, работа, ряд, рис, рад, рука, рюкзак, рубанок, рисунок, рассудок.
в) Предложения: рая и Рита решили сделать уроки. В поле росла берёза. Октябрята - дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Чёрный хорь Огромный круг
И детский хор. И железный крюк.
З - ЗЬ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «з», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: зо, со, зё, ко, лё, зю, зу, зэ, зя, за, ра, зы, мы, зи, за.
б) Ряды слов: зонт, зяблик, работа, забота, звон, зелень, занавеска, засеять, звезда, зелёный, пластилин, зима, забава.
в) Предложения: Зоя и Зина были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Зебры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево.
свистящие - шипящие, аффрикаты
Ч - Щ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «щ», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ча, ща, щу, чу, щи, би, че, ще, ща, па, що, то, ко. б) Ряды слов: щётка, четко, челнок, щи, вилка, чёлка, мойка, щёлка, щепка, ветка, щёки, чары, чтение, щавель.
в) Предложения: На голове чёлка Ночные чепцы
А в заборе щёлка. Большие щипцы.
Учись защищать Родину. Письма опускают в почтовый ящик. В лесу раздавался птичий щебет. Очень вкусный копчёный лещ.
Ч - Ц
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ч», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ча, чо, ко, ца, чу, му, цо, мы, цы, чи, це, че, цы.
б) Ряды слов: цапля, чувство, чёлка, койка, свет, цвет, чурка, цукаты, огоньки, чулки, чистый, царапать, чтит.
в) Предложения: Весной первыми прилетают грачи и скворцы. Целый день пчёлы летают с цветка на цветок.
Мы у нашего крыльца Поливаем их водой
Посадили деревца. Чистой, свежей, ключевой.
Летом целый день печёт солнце.
С - Ш
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «с», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: са, ша, су, ма, ши, вы, шо, ше, сла, шла, шло, слы, клу, ска, шка, шпу, слё.
б) Ряды слов: сок, майка, шайка, сайка, шок, сани, шали, сопка, шумит, штопка, скулит, шутки, сутки.
в) Предложения: Шишки на сосне, шашки на столе.
На доме крыша В берлоге мишка Железная каска
На крыше – крыса. На кухне – миска. И манная кашка.
Ш - Щ
Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ш», хлопни в ладоши.
Речевой материал:
а) Слоговые ряды: ша, ща, ще, ше, шу, щу, зу, що, шпи, щи, шпа.
б) Ряды слов: шить, быть, щепка, щука, штука, тряпка, щёлка, шпилька, шпалы, щёки, школа, шиповник.
в) Предложения: Моего щенка зовут Шарик.
Красивая чаша В горшке плющ
И лесная чаща. На мишке - плюш.
Шишки и щепки летят в разные стороны.
Серия III. Обследование фонемного анализа.
Методика обследования предусматривает производство полного фонемного анализа.
Учащемуся предлагаются слова различной звуковой и слоговой структуры. Прослушав слово, ученик должен ответить на вопросы по следующей схеме:
Сколько звуков в слове?
Какой звук первый?
Какой звук последний?
Какой звук стоит перед звуком…….?
Какой звук стоит после звука………?
Какой звук стоит между звуками?
Речевой материал:
1) односложные слова:
а) без стечений согласных типа: сок, мох, бык, шар, суп, жук, бак, том;
б) со стечением согласных типа: стук, март, внук, лоск, куст,
гром, квас, слон;
2) двусложные слова без стечений согласных типа :
а) ноты, пена, розы, рука, липа, мука;
б) парус, букет, каток, чулок, игла, салют;
3) трехсложные слова без стечений согласных типа:
а) забота, ракета, бумага, синица, улица, рябина, малина;
б) помидор, молоток, мухомор, соловей, пароход;
4) двух – трехсложные слова с одним стечением согласных
типа:
а) книга, футбол, картон, компот, трава, корка, звонок, фартук, марка.
б) журавли, природа, крокодил, воротник, табуретка, полоска, ромашки;
в) напёрсток, портфель, нарасхват, типография, страница;
5) слова усложненного слогового состава типа : велосипедист, милиционер, электричка, дежурство, колхозники, насмешка, кустарник, скороговорка;
слова сложного слогового и морфемного состава: подоконник, пограничники, пристроился, пододеяльник, раздразнил, расхрабрился, подсказка.
Серия IV. Обследование фонемного анализа через синтез или фонемного синтеза через анализ.
Процедура предъявления задания:
1) Назови последний согласный звук в словах (учитываются фонетические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и особенности предшествующего звука).
Речевой материал:
а) стол, мак, шкаф, мяч, лень, соль, тюль, рысь;
б) букет, рыбак, укус, тюлень, палец, карандаш;
в) мост, банк, март, писк;
2) Назови ударный гласный звук в словах (учитывают характеристики выделяемого гласного звука и особенности его окружения):
Речевой материал:
а) астра, осы, аист, Уля;
б) сук, дом, зонт, мир, сыр, дым;
в) муха, роза, каша, мыло, буря, липа;
г) чулок, кино, нога, кулак, сова, туман;
3) Назови первый согласный звук в словах (учитываются акустические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и его окружения):
Речевой материал :
а) сом, нож, зонт, шар, бык, том;
б) ноты, боты, лыжи, шуба, вата, дата;
в) внук, гном, гриб, плащ, трап, звон;
Назови слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука :
Речевой материал:
а) д-о-м, ч-а-с, л-у-к, п-ы-л-ь, т –м-а;
б) л-у-ж-а, р-ы-б-а, н-о-г-и, б-а-с-н-я, т-у-ч-а:
в) з-в-у-к, п-а-р-к, ц-в-е-т, с-т-у-л;
г) ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з –д –и, а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д-и, т-а-н-к-и-с-т;
Определи первые звуки в словах и составь из этих звуков слово.
Речевой материал:
мышь, астра, каток = мак,
булка, арфа, ноты, танк = бант;
рысь, утка, кот, арка = рука;
сом, арка, хор, астра, рыба = сахар;
мак, арфа, шуба, игра, ноты, арбуз = машина).
Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.
Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее ей задание, которые находятся на обороте каждого рисунка. Результаты выполнения фиксируются в протоколе обследования или речевой карте ребенка.
1) Обследование фонематического восприятия.
Здесь даны задания типа:
Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове;
Показать картинки с заданным звуком;
Услышать слово с заданным звуком;
Подобрать пары картинок к словам- паронимам.
2) Обследование фонематического анализа.
В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф.Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласного звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.
Определи место звука в слове;
Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но, только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.
Выделить согласный звук из стечения двух звуков;
Определить количество гласных или согласных звуков в слове;
Определить из скольких звуков состоит слово;
Выделить все одинаковые звуки в двух названных словах;
Определить место звука в слове;
Определить последовательность звуков в слове.
3) Обследование фонематического синтеза.
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности:
Составить слова из заданного количества звуков;
Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
4) Обследование фонематических представлений.
Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа:
Подобрать слова определенной тематики;
Подобрать слово на заданный звук;
Подобрать слово на заданный звук с указанием его место в слове;
Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом.
Обследование фонематического синтеза.
Задание 1 . Составить слова из заданного количества звуков:
С, У, М, К, А
П, О, Л, К, А
Ш, А, П, К, А
Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:
Обследование фонематических представлений.
Задание 1. Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.
СТОЛ- СУМКА
ЗИМА- ЗЕБРА
Задание: Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.
Задание: Определить количество (гласных или согласных) звуков в слове.
Задание: Подобрать пары картинок к названным словам паронимам.
Задание: Показать картинки с заданным звуком.
Задание: услышать слово с заданным звуком.
(в) На заборе сидит ворона.
У Вовы новые валенки.
(н) Наташа хорошо поет.
У Насти болит нога.
(м) Маша ела кашу.
Мальчик пьет молоко.
(ж) Ира увидела жука.
В лесу живут медвежата.
(з) На полянке заяц.
У Зои розовый бант.
(п) Мама варит суп.
Паша нарисовал пальму.
(к) У Нины сок.
На картине нарисован мак.
(ш) Маша купила ленту.
У Лены большой шар.
(с) Летит сова.
дипломная работа
Глава 2 Методика исследования фонематического восприятия у детей
Теоретические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией, рассмотренные в первой главе, позволяют определить направления работы по выявлению особенностей фонематического восприятия:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по силе и тембру.
3. Различение слов близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Исследование навыков звукового анализа.
Методика исследования опирается на разработки Т.А. Ткаченко [ 17 ].
Все этапы связаны между собой, остановимся на каждом из них более подробно.
1) УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
Процедура. На столе пере ребёнком несколько звучащих игрушек: дудочка, колокольчик, бубен, губная гармошка. Ребёнку предлагается послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается) определить, что звучит.
Инструкция. Послушай и постарайся узнать, какой из предметов звучал: дудочка, колокольчик, бубен или губная гармошка.
2) РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО СИЛЕ И ТЕМБРУ
Процедура. Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращённого звукокомплекса. Взрослый предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра проходит в группе) позвал его. Вначале ребёнка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткую фразу.
Инструкция. Ребята, сейчас Дима отвернётся, а мы будем звать его по имени. Дима, ты должен угадать, кто из ребят тебя позвал.
Процедура. Взрослый предлагает ребёнку определить далеко или близко находится звучащий предмет. Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поёт петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.
Инструкция. Сейчас тебя будут звать разные животные, а ты постарайся услышать далеко они или близко.
3) РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО СОСТАВУ
Процедура. Ребёнку даны два кружка - красный и зелёный - и предлагается игра: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное - красный.
Инструкция. Сейчас я буду называть предметы, которые ты видишь на картинке " правильным " словом и " неправильным " словом. Если ты услышишь " правильное " слово - подними зелёный кружок, если " неправильное " - красный.
Процедура. Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Инструкция. Повторяй за мной.
4) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ
4.1. Процедура. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости / глухости, сначала по два слога:
Затем по три слога:
Инструкция. Повторяй за мной.
4.2. Процедура. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости / твёрдости:
ПА - ПЯ ПО - ПЁ ПУ - ПЮ ПЫ - ПИ
МА - МЯ МО - МЁ МУ - МЮ МЫ - МИ
ВА - ВЯ ВО - ВЁ ВУ - ВЮ ВЫ - ВИ
ТА - ТЯ ТО - ТЁ ТУ - ТЮ ТЫ - ТИ
Инструкция. Повторяй за мной.
4.3. Процедура. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
ПТА - ПТО - ПТУ - ПТЫ
КТА - КТО - КТУ - КТЫ
ФТА - ФТО - ФТУ - ФТЫ
ТМА - ТМО - ТМУ - ТМЫ и т.д.
Инструкция. Повторяй за мной.
5) ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
5.1. Процедура. Исследователь предлагает назвать первый звук в словах:
Материал исследования - слова:
ИНДЕЕЦ, ИСТОРИЯ, ИЗБУШКА, АИСТ, АСТРА, АНГИНА, АЛЛА, АРБУЗ, АДРЕС, УТЮГ, УЛИТКА, УШИ, УКРОП, УЗОР, УРОК и т.п.
Инструкция. Послушай и назови первый звук в словах.
5.2. Процедура. Назвать последний звук в словах:
ГОЛОВА, ШАПКА, РУЧКА, КИНО, ОГОНЬКИ, ПИРОГИ,
ЛОПАТЫ, КОНФЕТЫ, КАКАДУ и т.д.
Инструкция. Послушай и назови последний звук в этих словах.
5.3. Процедура. Назвать первый и последний звук в словах:
ИГОЛКА, ИЗБУШКА, УЛИЦА, УЧЕНИЦА, АФИША, ИЩЕЙКА, ОВОЩИ, ОПЕРА, ОСЫ, ОСЛИКИ и т.д.
Инструкция. Послушай и постарайся назвать первый и последний звук в словах.
5.4. Процедура. Назвать все звуки по порядку:
БАК, ЗАЛ, ГУЛ, ДАР, ЛУК, МОХ, ПАР, ПОЛ, СОК и т.п.
Инструкция. Послушай и постарайся назвать все звуки в словах по порядку.
Оценка результатов исследования
Для оценки качества выполнения упражнений мы приняли
следующую шестибальную систему оценок:
5 - выполнено без замечаний;
4 - выполнено с незначительными ошибками;
3 - предпринятые попытки на 50% удачны;
2 - предприняты частично удачные попытки к выполнению;
1 - предприняты неудачные попытки к выполнению;
0 - не предпринимает попыток к выполнению.
Для определения уровня развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи III уровня было проведено специальное обследование...
Анализ проблем общего недоразвития речи в современной логопедии
По результатам первого этапа обследования выяснилось состояние слухового восприятия детей контрольной и экспериментальной групп (См. таблицу 1, рис. 1)...
Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Предлагаемые методики предназначены для выявления особенностей фонематического развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень): качественной и количественной оценки нарушения...
Развитие фонематического восприятия и речевого слуха у детей дошкольного возраста
фонематический восприятие слух дошкольник Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико грамматической стороной речи...
Развитие фонематического восприятия у будущих первоклассников при подготовке к звуковому анализу
Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях...
Развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет
Для изучения уровня развития фонематического восприятия были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой . При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предложенные Л.Г...
Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска...
Существует несколько разработанных методик обследования фонематического восприятия у школьников. В данном случае, для своего исследования мы взяли за основу тестовую методику Фотековой Т.А...
Теоретические основы изучения фонематических процессов у младших школьников с дисграфией
В результате исследования мы получили результаты в процентном выражении, которые были соотнесены с уровнями успешности выполнения методики. Исследование фонематического восприятия показало...
Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и стертой дизартрией
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического...
Формирование фонематического восприятия
Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух - фонематическое восприятие - фонематические представления Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух...
Словосочетание фонематический слух в последнее время довольно часто встречается в научной и методической литературе...
Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР
Во многих исследованиях, касающихся учащихся с ЗПР (З.И. Калмыкова, В.И. Лебединский, Е. С. Слепович и др.), отмечается неравномерное формирование высших психических функций; причем характерно как повреждение...
Характеристика нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие)
В исследовании применялись программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития. К ним относится программа Филичевой Т. Б...
Введение
Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.
Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов.
Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов - важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.
По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные - согласные, звонкие - глухие, твердые - мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, затем включается артикуляция.
Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.
Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения при выполнении заданий - назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка - камень. Ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудняется сравнение слов по звуковому составу - определение количества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.
Типичные ошибки детей с ОНР - пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон - н-о-с.
Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.
Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.
Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.
Диагностика фонематических процессов
Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.
В ее задачи входят:
− определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;
− выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
− оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.
Диагностические критерии, показатели, инструментарий
Исследование фонематического восприятия
Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:
Дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных
па - ба; са - за; то - до;
Дифференциация изолированных пар согласных п - б; ж - ш; с -з; к - г;
Дифференциация слов - квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка - почка; коза - коса; крыша - крыса;
Деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).
Хозяйка сварила зуб.
На лугу паслась коса.
У девочки болел суп.
У девочки длинная коза.
У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциация одной или нескольких групп фонем при сохранной способности к различию остальных (даже более сложных) звуков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.
Исследование фонематических (фонетических)
Представлений
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 - б лет):
са - ша;
ша - са;
са - за;
за - са;
за - жа;
жа - за;
ша - жа;
са - са - ша;
са - ша - са;
ша - ша - жа;
Жа - ша - жа.
На качество выполнения задания влияют два фактора:
Состояние кратковременной слуховой памяти;
Дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.
При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонематическая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.
Если у детей фонематические представления, соответствующие определенным парам согласных, нечетко дифференцированы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.
2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] - [б]; [ш] - [с]; [с] - [з]; [д] - [т].
При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить состояние навыков фонемного анализа.
3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.
4. Перечисление слов с заданным звуком:
Утром рано Ульяна
Уйдет в огород.
Утром рано Ульяна
Укропу нарвет.
У хозяйки укроп
На приправу пойдет.
Данное задание психологически более сложное, чем предыдущее, так как оно требует большей степени произвольности и зависит от объема активного словаря ребенка.
Лук - люк.
Мак - мука - комок.
4. Определение количества звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно (дефектно).
Фонематический синтез
1. Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а].
2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б].
Полполдника проболтали.
Оцениваются:
Особенности нарушений слоговой структуры слов;
Элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);
Парафазии (перестановки при сохранении слова);
Итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);
Данные задания позволяют выявить реальные проблемы в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР и направить усилия логопеда на их разрешение. Они - часть проектирования, контроля и регулирования процесса формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Диагностические задания
Просодическая сторона речи
Проводится по традиционным методикам на материале стихов, рассказа.
При оценке учитываются данные, полученные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулированности), а также тембра голоса, темповой и динамической организации речи, наличие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха.
- сила голоса - нормальный, громкий, тихий;
- высота - низкий голос, высокий, смешанный, нормальный; тембр - монотонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка.
Мышонку мама-мышка
Шептала: «Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!»
Осень. Осень. Осень.
Ясень листья сбросил.
На осинке листик
Огоньком горит.
Осень. Осень. Осень.
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
Земляника Зою с Зиной
Заманила в сад с корзиной:
Заработали два рта,
А корзина-то пуста.
4 балла - единичные ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 балла - допускаются ошибки, нужен повтор текста;
2 балла - выполняется часть задания, нужна помощь логопеда;
1 балл - задание не выполняется.
Звуковой анализ слов
1) выделить первый и последний звуки в словах:
аист - ослик - угол;
2) назвать все звуки в слове по порядку:
рыба - мухи - котик - жабы;
3) определить количество слогов в слове:
дом - рука - метро - кенгуру;
4) определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:
2-й звук - врач, 3-й - мышка, 4-й - крот, лодка;
5) добавить звук в словах:
вор - двор; вол - волк; елка - телка;
6) заменить звук в словах:
сок - сук - лук; лиса - липа - лупа.
5 баллов - правильно выполняются все задания;
3 балла - правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;
2 балла - правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;
Звуковой синтез
Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.
1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно:
р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а;
2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:
к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы;
3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:
н, с, ы - сын; р, г, у, к - круг;
шад, ло, ка - лошадка.
5 баллов - правильно выполняются все задания;
4 балла - единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла - правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда - название звука или слога);
2 балла - правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;
1 балл - задания не выполняются.
Слоговая структура слова
Материалом исследования служат предметные картинки.
Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это?
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:
1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха;
2) трех-четырехсложные слова из открытых слогов: панама, пионы, пуговица;
3) односложные слова: мак, лес, дом;
4) двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок;
5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тыква, утка, мышка;
6) двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш;
7) трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым слогом: котенок, самолет, колобок, милиционер;
8) трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка;
9) трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик;
10) трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка, морковка, сковородка;
11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей;
12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка;
13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: паутина, батарея, мороженое.
Оцениваются:
Особенности нарушений слогов структуры слов;
Элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
Парафазии, перестановки при сохранении контура слова;
Итерации, персеверации (добавление звуков, слога);
Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
5 баллов – без ошибок;
4 балла – одна-две ошибки;
3 балла – три-четыре ошибки;
2 балла – пять-шесть ошибок;
1 балл - ошибки почти во всех сериях.
Пути коррекции недостатков
Фонематического восприятия
При обучении 5-6 -летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умения слышать и различать звуки речи (фонемы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.
По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто относятся к учебе несерьезно. Для «вхождения» детей в обучение необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1).
Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них деятельности - игры, взрослым нужно отнестись к игровому обучению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, научить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.
В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структура слова» для подготовки детей к новой языковой ориентации на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладевают первичными навыками моделирования. Чтобы занятия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.
Один из центральных принципов методики - достаточно долгий (20-25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до-буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему - начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-протяжным чтением звуковой схемы.
В букварный период для обучения детей чтению по м,ето-дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а - я, о - ё, у - ю, ы - и, э - е. Этот метод имеет два преимущества:
- читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
- моделируют отношения согласных и гласных.
В этот период (период пропедевтики чтения) уместен прием: буква отдает команду:
а, о, у, ы, э - читаются твердо;
я, ё, ю, е, и - читаются мягко.
Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы».
Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны задания-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)
Игры, которые используются на занятиях по обучению грамоте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка).
В играх используются условные персонажи, которые персонифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура-тино не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ - охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ - заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.
ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.
В качестве поощрения используются медали - знаток слогов;
Знаток слов;
Знаток гласных... и т.д.;
Знаток согласных.
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система - речь. Логопеду очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм необходим наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.
Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.
Игры со словами:
Хвостоглав;
Слоги рассыпались;
Шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);
Пословицы в стиле «ребус»;
Сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;
Собери паз л, прочти слово;
Где слог? кому слово?;
Отыщи слово, спрятанное в картинках.
Чтение в усложненной ситуации:
Найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы);
Изографы;
Деформированные тексты.
Кроссворды
Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.
Виды кроссвордов:
На заданные звук и букву;
Кроссворды-« загадки »;
- «времена года»;
Кроссворды-« шутки ».
Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра-фии и дислексии
Найди слева такие же:
Сочетание букв;
Геометрическую фигуру.
Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять грамматическое оформление фразы.
Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наиболее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:
Поговорим на языках (вороньем, гусином);
Загадочный круг;
Для кого этот звуковой домик?;
Волшебный круг;
Веселый поезд;
Звуковой тир;
Звуковая стройка.
Конспекты занятий
Дифференциация звуков [с] - [з], [с"] - [з ’ ]
* Развивать фонематический слух.
* Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов.
* Закреплять навык послогового чтения.
* Активизировать словарь по теме «Зима».
* Обучать словообразованию.
* Развивать память, внимание, абстрактное мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ
Плакаты с заданиями; портреты детей; изографы; ребусы; зашифрованные слова; головоломки; сюрприз; снежинки с пожеланиями.
Организационный момент
Логопед. Сегодня к нам на занятие приехали из далекой и очень теплой Австралии Сэм и Лизи. Они очень плохо говорят по-русски и ничего не знают о русской зиме и снеге. Давайте расскажем им обо всем, что сами знаем и откроем некоторые секреты грамоты.
Выставляется картинка мальчика и девочки.
Звуковая разминка
Логопед. Назовите первый и последний звук в слове СОК - ЛЕС - СЫР - НОС - ЗОНТ - ЛОСЬ - ЗВУК - СТОЛ - ЗАЛ.
Я дам характеристику согласному звуку, а вы назовите его имя:
Согласный, звонкий, твердый?
Согласный, глухой, мягкий?
Согласный, звонкий, мягкий?
Согласный, глухой, твердый?
Игра «Звуковой тир»
4 стрелы: кра[с]ная, [с"]иняя, [з"]еленая, ро[з]овая стрелы летят в слова-картинки: собака, змея, зонт, гусь, миска, корзина, синица, капуста, кукуруза.
Игра «Буквы заблудились»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Лишь вошла туда буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться...
Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»
Забодал меня котел, на него я очень зол.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом.
На виду у детворы крысу красят маляры.
А. Шибаев
Читаем буквы С и 3
Слова рассыпались (чтение слов по стрелкам и объяснение их значения)
Шифровка
Сумка оказалась волшебной, а в ней шифровка. Какие слова в записке?
1. Зима - коса - коза - маска.
2. Чем отличаются слова: коСа - коЗа?
Динамическая пауза
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по-порядку:
Весело шагать: раз-два-раз-два.
Руки поднимать: раз-два-раз-два.
Приседать и вставать: раз-два-раз-два.
Прыгать и скакать: раз-два-раз-два.
Урок русского языка
Логопед . Сэм и Лизи писали слова буквами русского алфавита, все ли у них получилось правильно?
СЭМ | ЛИЗИ |
ЗАНОЗА СУСЫНЯ РЕЗИНКА МАГЗИН КЕНРУГУ | ЗАНОЗА ГУСЫНЯ РЕЗИКА МАГАЗИН КЕНГУРУ |
Словообразование. Игра «Подскажи словечко»
Логопед. Лизи и Сэму очень понравилась наша русская зима и снег. Они научились произносить эти слова, но они не подозревают, как много новых слов можно образовать от слова снег. Поможем им?
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю... СНЕГ.
С неба все скользят пушинки -
Серебристые... СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью... СНЕГОВОЮ.
На поселки, на лужок
Сыплет беленький... СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью... СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят
Все сильнее... СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть... в СНЕЖКИ.
Снежный ком на снежный ком
Все украшено... СНЕЖКОМ.
Словно в белый пуховик
Нарядился... СНЕГОВИК.
Рядом снежная фигурка
Эта девочка... СНЕГУРКА.
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой... СНЕГИРИ.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... СНЕГ.
Работа в тетрадях
Логопед . Научим Лизи и Сэма работать в тетрадях
Отгадать загадку:
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.
Закончить дорожку на звуковую стройку;
Построить звуковой домик;
Раскрасить комнаты для звуков;
Записать слово буквами.
Итог «Сюрприз» (Какое слово спрятано в гармошке?)
На снежинках мальчики пишут слово СНЕГ, девочки - ЗИМА и дарят снежинки Сэму и Лизи.
Организационный момент
Логопед . Друзья мои, предлагаю сегодня отправиться за знаниями в сказку. Дело в том, что у жителей этой сказки случилась беда и им необходима помощь. Но чтобы попасть в сказку, нам нужна книга, а их две: добрая и злая! Какую выбираете?
(Выбор правильной слогоударной схемы слова КНИГА.)
Игра « Дорога в замок»
Итак, открываем добрую и волшебную книгу, перед нами дорога в замок, но она заколдована, расколдуем ее:
Поделим слово ДОРОГА на слоги;
Определим ударный слог;
Запишем слогоударную схему слова.
А вот по дороге мчатся кони и видны только их следы. Если звуковая схема слова КОНИ верная, то проскакал добрый и отважный рыцарь, а если с ошибками, то злой и коварный. Вам бы с каким хотелось встретиться?
Где звуковая схема слова КОНИ?*
Перевернем страницу, впереди рыцарь на белом коне, назовите его имя, собрав его по первым звукам слов-картинок: рубашка, овощи, лампа, абрикос, ножи. (Ролан.)
А вот куда он скачет, об этом сказано на следующей странице книги.
Рисунок замка
На горе замок.
Значит, Ролан скачет в замок.
Чтобы приблизиться к заколдованной горе и узнать, кто живет в этом замке, буквы надо выстроить по росту (от самой маленькой до самой большой) и узнать его имя.
Назовите хором имя злого и коварного волшебника (МЕРЛИН).
Поиск нужных вещей
Чтобы победить хитрого и злобного Мерлина, рыцарю нужны две очень важные вещи, но Мерлин заколдовал их названия:
а) слово спрятано в картинках (по первым звукам в названии картинок составить слово - КЛИНОК).
б) КРЕМ - волшебный, он защитит Ролана от ран (буквы рассыпались).
Рыцарь вооружился, смазался защитным кремом и подошел к воротам замка, как вдруг из-за двери к нему протяну лись... (прочтение слов в усложненной ситуации):
а) б)
Игра «Сравни картинки»
Ворота свободны. Но вот незадача - дорогу рыцарю преградили две отвратительные старушки-ягушки, которые заявили, что они близняшки и вы их не различите. Надо найти 9 отличий:
У Бабы Яги справа - платок в горошек;
У Бабы Яги слева - платок в клетку и т.д.
Динамическая пауза
Логопед . Уморили нас старушки-ягушки, отдохнем.
А сейчас все по порядку
Дружно встали на зарядку.
Руки в стороны - согнули,
Вверх подняли - помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое еще. \
Дружно все присели.
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили ручки вниз.
Игра «Расколдуем принцессу»
Ролан вошел в замок, а перед ним огромный зал, в нем КАМИН (прочитать слово на плакате с изображением камина).
Ролан нагнулся, чтобы разжечь огонь, а из-за камина выползала страшная и огромная змея. Рыцарь хотел разрубить ее клинком, но она вдруг заговорила человеческим голосом: «Не убивай меня, Ролан. Это злой Мерлин превратил меня из принцессы в змею и сказал, что расколдует меня тот, кто вернет мне корону, а спрятал ее он в трех словах.
КОЛОКОЛ | КО |
МАКАРОНЫ | РО |
ЛУНА | НА |
Только дотронулся Ролан до короны, как раздался страшный гром и полетели камни. Чтобы не случилось никакой беды, надо в этом квадрате отыскать эти слова:
Рухнул замок Мерлина и к Ролану вышла прекрасная принцесса: «Спасибо тебе, доблестный рыцарь! - Умоляю тебя восстановить мое доброе имя, иначе я умру к вечеру.
В ее имени пять звуков и пять букв:
Оно начинается и заканчивается четвертым звуком и буквой твоего имени - А;
Вторая буква имени стоит на третьем месте твоего имени - Л;
Четвертая буква имени стоит в конце твоего имени - Н;
Последнюю гласную надо взять в слове ТРИ - И:
Принцессу зовут АЛИНА.
Работа в тетрадях
Логопед. Чтобы имя вновь не рассыпалось, нужно закрепить его в тетрадях:
Записать слогоударную схему;
Построить звуковой домик;
Раскрасить комнатки;
Записать слова буквами АЛИНА;
Итог занятия
Логопед. Попробуйте вечером вспомнить все, что с вами случилось в сказке, и расскажите ее маме с папой.
Принцесса Алина благодарит вас и благородного рыцаря Ролана за свое спасение.
Занятие-сказка «Сорока-воровка»
* Формировать звукобуквенный анализ слов.
* Уточнить представления о слоге.
* Совершенствовать навыки чтения слов со стечением согласных.
* Формировать адекватную самооценку.
ОБОРУДОВАНИЕ
Плакаты-иллюстрации; тетради; цветные карандаши; ручки.
Логопед . Друзья мои! Сегодня мы снова отправляемся в сказку, которая называется?
СОРОКА-ВОРОВКА
С картинкой;
Со слогом.
Жила-была сорока, которая любила все блестящее. Летит она и видит... ЗОЛОТО (слово выложено на доске). Хитрая сорока утащила одну букву, а золото мгновенно превратилось в... БОЛОТО.
Какую букву утащила сорока? 3.
Какую поставила вместо з? Б.
Звуковой анализ слов
Логопед . Чтобы она нас с вами не утащила в болото, ее надо победить. Найдите для слова КИКИМОРА звуковой домик.
Поиск слогов
Корона найдена, надо найти БУСЫ, а слово БУСЫ сорока разорвала на слоги (поделить слова на слоги БУ-СЫ, выложить из букв разрезной азбуки) и рассыпала их по разным словам.
Записать слоги в нитки бус;
Обратить внимание на то, что в слове СЫР - СЫН, есть нужные буквы, но они не выделяются в отдельный слог и их брать нельзя.
Чтение скороговорок
КОРОНА и БУСЫ найдены. А вот БРАСЛЕТ Сорока успела утащить в свое подземелье, куда она стаскивает все свои украденные сокровища.
Вставайте, пойдем в подземелье. Двери закрыты? Откроются перед тем, кто сумел прочитать заклинание, написанное на дверях.
В разном темпе повторить 2-3 раза, сопровождая хлоп-
Работа в тетрадях
Задания:
Раскрасить комнатки для звуков;
- записать слово буквами;
Игра «Да - нет»
Логопед . Друзья мои! Победа ПРАВДЫ будет окончательной, если вы, ее друзья и помощники, правдиво ответите на все ее вопросы словами Да и Нет, но честно!
Записать ответ (ДА или НЕТ);
Правда, я читаю быстро?
Правда, я знаю все буквы?
Правда, я всегда говорю правду?
Итог занятия
Логопед . У каждого из вас по две фишки:
1 - с картинкой - придумать предложение, в котором три слова;