Методики коррекции заикания Что лечит заикание

Шаламов - заключенный колымских лагерей

Колыма (гулаг). Колыма. Урановый рудник «Бутугычаг Мистические истории с заключенными на колыме

душепагубная самуиловщина

Экзаменационные вопросы по генетике

Загадки "правила дорожного движения"

Презентация на тему "пять платоновых тел" Платоновы тела и тайны мироздания презентация

Какие ошибки встречаются при формировании управленческой отчетности?

Финансовая структура предприятия и ее формирование - реферат Финансовая структура предприятия пример

Разновидность хирургии. Общая хирургия. Типы заболеваний, на которых специализируется хирург

Предменструальный синдром: как облегчить состояние?

Рецепт: Соевое молоко - китайский народный рецепт Соевое молоко из соевых бобов

Чем полезна стручковая фасоль для организма

Условное подразделение тела животных на части и области

«Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова

Реализация воспитательной функции истории в высшей школе в условиях внешних вызовов. Основные методы и функции политической истории как науки

Цивилизационный подход

Выявленные в формационном подходе недостатки учитывает в некоторой степени цивилизационный подход. В 20-ом столетии в социальной науке прочное место заняло понятие "цивилизация", немало философов попытались понять природу человеческого общества, движущие силы его развития, определённые тенденции.

Понятие "цивилизация" первоначально появилось во французском языке в середине 18-го века в русле теории прогресса. Употреблялось только в единственном числе.

Термин "цивилизация" (с латинского - гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. Со второй половины XX-го века утвердилось три подхода к интерпретации цивилизации:

  • Всемирно-исторический - цивилизация это идеал прогрессивного развития человечества как единого целого. Сторонники - Ясперс, Уилкинс, Леонид Васильев.
  • Историко-стадиальный - цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого. Сторонники - Морган, Энгельс, Росто, Бэлл, Тофлер.
  • Локально-исторический - цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования. Сторонники - Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

История выполняет социальные, научно-познавательные и воспитательные функции.

Функция социальной памяти . Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформулировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…».

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. «Без знания истории, - писал В.О.Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…». История – посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашего Отечества, истории развития человечества.

История России как государства насчитывает чуть более тысячи лет. Если принять во внимание, что вид Homo sapiens (человек разумный) появился более 30 тыс. лет назад, то тысяча лет - это совсем небольшой отрезок времени. Однако за этот период Россия прошла крайне сложный, противоречивый и драматичный путь развития. Неоднократно менялись формы ее государственно-политического устройства, название государства, законы по которым это государство существовало. Можно утверждать, что в мире найдется немного государств, которым пришлось пережить так же много испытаний, как нашему Отечеству. Но именно благодаря самобытности, противоречивости и драматизму пройденного исторического пути, Россия внесла уникальный вклад в развитие мировой цивилизации. Обращение к истории Руси, России помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда пришли, куда идем, во имя чего? Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.


Научно-познавательная функция . Научно-познавательная функция - неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков из прошлого опыта. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. Неслучайно, выдающийся историк ХХ века Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?». При всем своеобразии, непохожести, уникальности происходящих ныне в нашем Отечестве событий, в них можно найти черты сходные с прошлым или вытекающие из него. Их осмысление и обобщение поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры на будущее.

Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов общества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов. В эпоху Просвещения в своей «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» Дидро и Даламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя не напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминание о них мешает их повторению». Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа.

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. Образованный человек не может равнодушно относиться к страданиям людей, несправедливости, а также к героическим поступкам своих предков.

Он не может не осуждать преступления, политику террора и насилия.

IV. Основные источники по «Истории Отечества». Вспомогательные исторические дисциплины

Содержание курса «История Отечества» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю; - характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской текстильной промышленности. Литература по истории России чрезвычайно многообразна. Она включает в себя:

1) исторические памятники, такие как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Задонщина»;

2) документы и материалы, сосредоточенные в сборниках документов, хрестоматиях;

3) воспоминания политических деятелей и свидетельства очевидцев событий, такие как сочинения Екатерины II, дневники Николая II, воспоминания декабристов и др.;

4) научные труды русских и советских историков. В их числе: М. Карамзин. История государства Российского; В. Ключевский. Курс русской истории; С.Соловьев. История России с древнейших времен; Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей; современных ученых: Б.Грекова, Б. Рыбакова, М. Нечкиной и др.;

5) литературные произведения таких выдающихся писателей как Н.Лажечников, К. Валишевский, Г. Данилевский, В. Ян, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, М.Шолохов и др.

Современные документы и материалы, статьи и книги, мемуары и исследования завтра станут важнейшими историческими источниками, способными помочь в осмыслении современного периода.

С историей также тесно связаны вспомогательные исторические дисциплины (источниковедение, историческая география, палеография, нумизматика, ономастика, геральдика, генеалогия и др.) , без которых само накопление исторического знания было бы невозможным. Сбор и анализ знаний относительно ранних этапов истории человечества, истории дописьменной, происходит благодаря таким наукам как археология и этнография.

Особое место в изучении истории занимает историография .

Историография - научная дисциплина, изучающая историю исторической науки, появление и накопление исторических знаний. Главная задача историографии - раскрытие закономерностей различных этапов исторического познания. Теоретическое обобщение исторических исследований. Историографические исследования прослеживают путь развития исторического познания, позволяют выделить движущие силы прогресса исторической науки.

Изучение исторического опыта имеет огромное значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов во всех отраслях экономической и общественной жизни. История расширяет кругозор, дает нравственные ориентиры для оценки и осмысления современных политических, экономических, культурных процессов в контексте опыта российской и мировой истории.

История выступает одной из важнейших форм самосознания людей, средством их «ориентации» в социальном пространстве, а также является одним из основных способов самоидентификации общества.

Одной из важнейших функций истории в высшей школе представляется воспитательная, поскольку изучение исторического прошлого формирует гражданские качества личности, помогает осознать такие категории как честь страны, долг перед обществом, позволяет правильно оценивать текущие события.

При реализации воспитательной функции в высшей школе закономерно возникает вопрос: какие качества нужно воспитывать? В настоящее время, в условиях внешних вызовов, отчетливо вырисовываются три основных качества, наиболее востребованных обществом и государством. Это патриотизм, межнациональное согласие и умение преодолевать трудности.

Процесс патриотического воспитания историей должен включать в себя воздействие на студенческую аудиторию через осознанное восприятие исторических знаний о традициях российского народа, его подвигах, талантах, нравственных качествах героев Отечества. «Эмоциональное переживание человеком героических свершений своих предков воздействует на формирование личности, ее нравственных качеств». . Нужно воспитывать и уважительное отношение к символике нашего государства: к гербу, флагу, гимну страны.

Среди факторов, способствующих патриотическому воспитанию, можно выделить объективное изложение исторического прошлого. В настоящее время, в условиях информационной войны, появляется очень много статей в различных средствах массовой информации, порочащих не только наше настоящее, но и прошлое. Авторы пытаются исказить исторические факты в пользу своих заказчиков, очернить лидеров нашего государства, сделать акцент на негативных моментах исторического прошлого. Особенно много подобной лжи вокруг возвращения Крыма. Задачей преподавателя является обсуждение со студенческой аудиторией подобных статей, разоблачение ложной информации, а также распространение исторических знаний о героической борьбе российского народа против захватчиков, о героях различных войн, о талантливых соотечественниках .

Патриотическое воспитание включает также формирование высоких нравственных качеств у студенческой аудитории. В исторической литературе редко прослеживается нравственная сторона поступка, поведения, события или факта. И если студенты даже хорошо знают заслуги перед Отечеством великих правителей или государственных деятелей, таких как Петр I, Александр II, М. Сперанский, С. Витте, П. Столыпин и т.д., они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. Поэтому преподаватель на занятиях должен не только показать вклад великих сынов Отечества, но и уделить внимание их нравственной мотивации.

Патриотическое воспитание не преувеличивает успехи своего народа, не допускает его незаслуженное восхваление. В то же время нельзя недооценивать и противостоящую сторону в мирное или военное время, презирать предполагаемого или реального противника. Особенно актуальным этот тезис представляется в настоящее время, когда наша страна ведет борьбу с международным терроризмом, участвует в военных действиях на территории Сирии. Студенты должны осознавать, насколько важной является эта задача, что международный терроризм – это общемировая угроза, от нападения которого не застраховано ни одно государство. Студенческая аудитория должна также четко представлять национальные интересы России в XXI веке. Задачей преподавателя является не только хорошее знание концепции государственной безопасности, внешнеполитической и военной доктрины, реалий международной и внутренней жизни, но и заострение нужных проблем до уровня осознанного восприятия студентами.

Не менее важной воспитательной задачей представляется и воспитание межнационального и социального согласия. На протяжении нескольких столетий Россия является многонациональной страной, в которой проживают более 100 национальностей и народностей. Поэтому воспитание толерантного отношения к разным нациям, к их обычаям и традициям остается актуальным и востребованным российским обществом. Преподаватель должен стать главным проводником политики межнационального согласия среди студенческой аудитории, рассказывая о многовековом опыте российского государства в формировании и укреплении единого многонационального государства, рассматривая зарубежный опыт мирного сожительства народов в одном геополитическом пространстве и политику других стран по обеспечению дружелюбия между гражданами и народами в экстремальных условиях. Достаточно вспомнить опыт Великой Отечественной войны, когда плечо к плечу стояли все народы СССР, отдавая свои жизни за свое Отечество.

Обучение учащихся на историческом опыте прошлого умению преодолевать трудности является одним из приоритетных направлений воспитательной идеи истории. Преодоление трудностей – это не новое состояние для России. Ее история знала множество разрушительных войн, эпидемии, голод. Все это влекло за собой огромные жертвы и неустроенность жизни многих миллионов людей. Подобная ситуация наблюдается и в современной России, когда внешнеэкономические санкции и энергетический кризис резко ухудшили положение многих россиян. Задача преподавателя истории – убедить студента на исторических примерах, что и в не менее сложных, чем в настоящее время, условиях россияне терпеливо и успешно преодолевали трудности, что привнесет веру в возможность решения проблем, стоящих перед современным российским обществом.

В то же время хотелось бы отметить, что и государственным органам следует обратить особое внимание на воспитательную функцию истории. Как справедливо заметил историк Селезнев Ю.В. «патриотическое воспитание оказалось оторвано от исторического сознания». . Современная политическая элита недооценивает историческое знание, о чем свидетельствует недостаточное количество часов по историческим дисциплинам в государственных программах различного уровня – от школы до вуза . Еще раз хочется подчеркнуть, что именно историческое воспитание формирует гражданские качества личности, делает ее патриотом и борцом за интересы своего Отечества.

Список литературы

1. Бизнес и патриотизм: проблемы совместимости /под ред Завражина А.В. – М.:МЭСИ, 2014.-214 с.

2. Ковригин В.В. Соотношение исторической науки и содержания школьного исторического образования //Научное обозрение. 2008. №1. С.200-202

3. Селезнев Ю.В. Становление профессионального сознания историка. Сб.: Образ прошлого: историческое сознание и его эволюция. – Воронеж, 2009. С.5-9.

4. Удальцов В.Г. Функции истории в жизни общества. Государственная служба. 2014. №3. С. 106-109.

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса людей к своей истории. Третья функция - мировоззренческая.. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории.

Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

История – это не просто сумма знаний о прошлом и новых ретрансляций этой информации. Навыки исторического мышления и анализа позволяют яснее видеть истоки и своеобразие мировых процессов, общественных явлений, помогают прогнозировать варианты развития общества, событий и процессов. Исторические знания и исторический стиль мышления формируют гуманитарную культуру и гражданский облик гражданина страны.

2. Источники по изучению Отечественной истории.

История как наука черпает свой материал из источников.

1. Вещественные источники, представляющие основной материал для археологов, и не только. В изучении древнейших цивилизаций, когда письменность либо отсутствовала, либо была еще мало развитой, они просто незаменимы. (Орудия труда, оружие,украшения, предметы быта)

2. Письменные документы. Они служат главным материалом при изучении истории последних столетий, от которых сохранились многочисленные архивы (однако и здесь вещественные находки сохраняют существенное вспомогательное значение). Этот вид источников настолько многообразен и порой затруднен для анализа, что в нем целесообразно выделить несколько наиболее значительных групп:

а) законодательные и иные нормативные акты государственной власти и межгосударственных объединений и подготовительные материалы к ним. Последние ценны тем, что отражают борьбу мнений и партий вокруг законопроекта, а через их посредство – интересы и позиции различных социальных групп;

б) служебная и частная переписка. Этот источник ценен тем, что отражает скрытые мотивы политических партий и деятелей, не выносимые на широкую публику. Если в официальных выступлениях они, как правило, облагораживаются и маскируются радением о «благе народа» и иными высокими помыслами, то в доверительной переписке наружу выступают чаще истинные, куда более прозаические мотивы;

в) различные рабочие материалы государственных учреждений, политических партий, хозяйственных предприятий и т. д. В своей совокупности они дают общую статистическую картину состояния экономики, ее отраслей, регионов, народного образования, вооруженных сил и

т. д., короче – любой сферы деятельности, и позволяют проследить динамику и направления ее развития;

г) дневники и мемуары. Это сугубо личный и поэтому субъективный источник (тем более, что пишут их чаще всего заинтересованные лица), зато в нем концентрируются, как правило, наиболее важные события;

д) периодическая печать. С точки зрения достоверности, это – самый ненадежный источник, зато он ярко отражает борьбу мнений и партий, ведь большинство газет служат рупорами тех сил, чей социальный заказ они выполняют;

е) старинные летописи и хроники, то есть ежегодные сводки событий, дошедшие до нас с тех отдаленных времен, которые не оставили потомкам многочисленных письменных документов.

3. Этнографические – сведения, которые сохранидись до настоящего времени: быт, нравы и обычаи

4.Лингвистические - сведения о происхождении названия природных и географических объектов)

5. Фольклорные – памятники устного народного творчества

6.Компьютерно-цифровые – кино-фото документы, аудио документы.

Предмет истории как науки. Функции истории. Подходы к изучению истории.

История - это общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время слово «история» имеет два значения:1) рассказ о прошлом; 2)название науки, изучающей прошлое, быт и жизнь народов.

История, как предмет науки рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники, исследуют все факты без исключения.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой - осмысление всех фактов с целью выявления причин, закономерностей развития общества. Так, например, в разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С появлением рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) и В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н. М. Карамзина (1766-1826 гг.) «История государства Российского», - необходимость для России мудрого самодержавия. Крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1870 гг.) («История России с древнейших времен») видел ход истории в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий, как считал историк, объективно определяли ход русской истории. Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) («Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т. д.), характерных для каждого периода. Близко к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1850-1933 гг.). Его «Лекции по русской истории», как и труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского неоднократно переиздавались.

История выполняет несколько социально значимых функций. 1). Познавательная (когнитивная) функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. Она способствует пониманию и объяснению исторических процессов и явлений. Познавательная функция является интеллектуально развивающей, так как она состоит в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2). Практически-политическая функция. Сущность её состоит в том, что история как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Практически-политическая функция подразумевает использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в настоящем и будущем. 3). Мировоззренческая функция. История создаёт документально точное повествование о выдающихся событиях прошлого, тем самым формируя общественное мировоззрение. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития, может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты. История, как наука, реализуя мировоззренческую функцию, создаёт фундамент, на котором основывается получение объективной информации о прошлом. Чтобы выводы истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их целостности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. 4). Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданское качество - патриотизм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом.

В настоящее время существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный.

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предметы труда, средства труда и человека. Следовательно, производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно сменяют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяют следующие стадии развития общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо. Недостаточное внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что абсолютизируется переход от одной формации к другой через революцию (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).



Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. Первоначально слово «цивилизация» использовалось, имея три распространённых значения. Первое - синоним культуры, второе - ступень общественного развития, следующая за варварством, третье - уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. Существует более ста определений термина «цивилизация». Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу огромное значение имеет понимание цивилизации, как целостной общественной системы, все составные части которой тесно взаимосвязаны и несут на себе печать своеобразия той или иной цивилизации имеет самостоятельный внутренний механизм функционирования. Слабой стороной цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода: 1). Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э.). 2) .Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпохи Возрождения ХVI в.). 3). Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание Первой мировой войны). 4). Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: 1. Палеография исследует рукописные памятники и старинное письмо; 2. Нумизматика занимается изучением монет, медалей, орденов, денежных систем; 3. Сфрагистика изучает печати; 4. Топонимика занимается происхождением географических названий; 5. Краеведение изучает историю местности, региона, края; 6. Генеалогия исследует происхождение городов и фамилий; 7. Геральдика изучает гербы стран, городов, отдельных людей; 8. Эпиграфия исследует надписи на камне, глине, металле; 9. Источниковедение занимается изучением исторических источников; 10. Историография основным кругом своих вопросов считает описание и анализ взглядов, идей и концепций историков, изучение закономерностей в развитии исторической науки; и др.

Литература

1. Кириллов, В.В. История России / В.В. Кириллов. - М: Юрайт-Издат, 2005. - С. 9-15.

2. Орлов, А.С., Георгиев Н.Г., Сивохина Т.А. История России / А.С. Орлов, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. - М: ТК Велби, 2003. С. 5.

3. Поляк, Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. - М: Культура и спорт, ЮНИТИ,2000. С. 4-5.

Не секрет что, не обладая знаниями о прошлом, которые дают необходимый опыт, человеческое общество остановилось бы в своем развитии. С течением времени сформировалась такая сфера познания, как историческая наука. Функции, методы и этапы развития ее рассмотрим в этой статье.

Понятие исторической науки

История или историческая наука - сфера общественного познания, объектом изучения которой является прошлое человечества. Как любят говорить ученые: "История - социальная память человека". Это целый комплекс наук, рассматривающий историю как в широком смысле, например, всеобщая, так и в более узком - древнего мира, новейшая России, военная, и так далее.

Несмотря на то, что историческая наука, предмет и функции которой - изучение минувшего, вовсе не является статичной, ведь постоянно меняется база источников - появляются новые, подвергаются критике старые. Меняется экономическая и политическая обстановка в государстве, что тоже оказывает огромное влияние на историческую науку (как пример - оценка исторических событий в царской России и сменившей ее советской власти кардинально разнятся).

Как все начиналось

Официально считается, что историческая наука зародилась в V веке до нашей эры. Все помнят из курса школьной программы философа Геродота, которого по сей день считают Фукидида и его труд "История Пелопонесской войны", Ксенофонта и Полибия. Древние греки предпочитали описывать события, современниками которых они являлись - в приоритете были войны, биографии политиков и сама политика, а также другие народы и религия.

Большим вкладом в развитие исторической науки стали труды "Анналы" и "История" римского историка Публия Руководствуясь девизом - "Без гнева и пристрастия" (то есть объективно и с целью установления истины), - он занимался биографией римских императоров.

Со временем принципы и функции исторической науки античного времени нашли своё продолжение в трудах византийских ученых В Европе в средние века появляются летописи - описание событий по годам, все происходящее объясняется "божественным провидением", а история церкви становится приоритетным направлением для изучения. Самый известный мыслитель этого времени - святой Августин Блаженный.

Эпохи Возрождения и Просвещения

Эпоха Возрождения (Ренессанса) принесла такие нововведения в методы и функции исторической науки, как критика источника. Ученые в своих работах должны были обязательно ссылаться на источники, причём, чем больше было ссылок и цитирование, тем лучше. Известные мыслители этого времени - Бенедикт Спиноза, Френсис Бэкон (работа "Новый Органон", при написании которой использовался разработанный им метод индукции - от частного к общему).

Эпоха Просвещения послужила большим скачком для развития всех наук, в том числе и истории. Открываются новые источники, они систематизируются, расшифровываются. Впервые выдвигается мысль о том, что на развитие функций исторической науки оказывает влияние такой фактор, как форма правления. помимо вышеназванного, выделил ещё такие факторы:

  • физические (географическое положение, климат);
  • социальные (религия, население) факторы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер считал, что люди должны изучать "достижения ума человеческого и морали", тем самым заложив основы изучения культуры.

Дальнейшее развитие

В XIX веке в рамках философии позитивизма функции исторической науки заключались в значительном повышении роли исторических источников, источниковедение стало развиваться как самостоятельная дисциплина, а письменный источник - как единственно достоверный.

Особого внимания заслуживают работы:

  • Шпенглера "Закат Европы" (история - циклические культуры, которые зарождаются, переживают период расцвета и затем умирают);
  • Арнольда Тойнби "Цивилизация", учёный выделил пять ныне существующих цивилизаций и двадцать с момента зарождения, которые также рождаются, растут, приходят в упадок и умирают.

Двадцатый век - это время, когда исторические масштабы исследований расширяются географически, охватывая больше стран и народов, а также хронологически - от первобытного человека до современности. Это время господства формационного подхода в истории, основоположниками которого были Карл Маркс и Они считали, что определяющим фактором в жизни общества были материальные условия, от них зависели и социальные аспекты, и мировоззрение людей. Таким образом, история - процесс смены общественно-экономических формаций.

Двадцатый и двадцать первый века - времена, когда основные функции исторической науки размываются, стираются грани между историей и другими социальными науками - социологией, психологией. Учеными проводятся новые исследования и эксперименты, развиваются новые направления, например, контрфактическая история (изучает альтернативы исторических событий и процессов).

Познавательная и социальная функции

Другое название познавательной функции - информационная. Сущность ее состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать прошлое человечества, понять суть происходивших явлений и то, какое влияние они оказали на дальнейший ход истории, то есть закономерности исторического развития.

Социальная функция исторической науки или функция социальной памяти - это изучение опыта предыдущих поколений, сохранение их в памяти народа. Она имеет целью обеспечить способствовать национальной самоидентификации народов. Формирование исторической памяти чрезвычайно важно, от нее зависит стабильность общества, способность выживать в критических ситуациях. Как говорят ученые: "Народ умирает, когда становится населением, когда забывает свою историю".

Классический пример, почему социальная память чрезвычайно важна для народа - неприятие исхода и результатов Первой мировой войны в Германии привело к развязыванию ею Второй мировой войны уже буквально через два десятилетия.

Методы исторической науки

Предмет, принципы и функции исторической науки включают в себя как общие методы познания - анализ, индукция, синтез, дедукция (так как ими пользуется практически любая наука, не стоит останавливаться на них подробно), так и специальные, присущие только ей. К таким методам относятся:

  1. Ретроспективный - для того, чтобы выявить истинную причину события, учёный при помощи последовательных действий проникает в прошлое.
  2. Историко-сравнительный - сравнение исторических объектов путём сопоставления их во времени и пространстве, выявление сходства и различия.
  3. Историко-типологический - заключается в составлении классификаций событий и явлений, выявлении общих черт и различий в рассматриваемых объектах.
  4. Историко-генетический - рассмотрение изучаемого явления в динамике, от зарождения до гибели, то есть, в развитии.

Следует отдельно сказать, что функции исторической науки исключают метод эксперимента - нельзя с точностью воссоздать происходившие когда-то явления и процессы.

Принципы науки

Принципы в целом - это идеи, основополагающие правила. Основными принципами исторической науки являются:

  1. Историзм. Любой факт, явление или событие рассматривается в разрезе исторической обстановки, в динамике, во времени и пространстве.
  2. Объективность. Предполагает, во-первых, опору на подлинные факты, учёт как положительных, так и отрицательных моментов рассматриваемого явления. Во-вторых, историк должен быть независим от своих желаний и предпочтений, которые могут исказить историческое исследование.
  3. Альтернативность. Предполагает существование иного пути развития, кроме того, который произошел. Использование этого принципа позволяет увидеть неучтенные ресурсы и неосуществлённые возможности, позволяет извлечь уроки на будущее.
  4. Социальный подход. Означает, что в развитии определённых процессов значительную роль играют социальные интересы. Важно руководствоваться им при оценке программ политических партий, во внутренней и внешней политике государства.

Вспомогательные исторические дисциплины

Говоря о функциях исторической науки в современном мире необходимо затронуть те дисциплины, которые идут с ней нога в ногу в своих исследованиях и подразделяются на специальные и вспомогательные. Основными из них являются следующие науки:

  1. Историография. В широком смысле - это вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, которая изучает историю исторической науки. В более узком - это проведённые учёными-историками исследования в определённой области исторической науки или совокупность научных работ.
  2. Источниковедение. Это вспомогательная историческая дисциплина, которая комплексно изучает исторические источники, использует анализ явлений и событий. Источниковедение бывает теоретическим, занимается определением происхождения источников и их достоверности, а также прикладным (конкретным) - изучает отдельные отрасли и периоды истории.

Специальные исторические науки

Существует несколько специальных исторических дисциплин, которые помогают исторической науке наиболее полно раскрыть, изучить рассматриваемое событие или явление. Это нумизматика (изучает монеты), геральдика (гербы), палеография (письменность). Но наиболее значимыми из них являются археология и этнография:

  1. Термин "археология" образован от древнегреческих слов "архео" - древний и "логос" - наука. Это дисциплина, изучающая историю человечества по вещественным памятникам (зданиям, сооружениям, оружию, орудиям труда, предметам быта). Особенно возрастает роль этой дисциплины при изучении тех периодов истории, когда отсутствовала письменность, или тех народов, у которых письменности не было вообще.
  2. Термин "этнография" также является древнегреческим, "этнос" - народ, "графо" - пишу. Отсюда можно понять суть этой исторической дисциплины - она изучает происхождение народов (этносов), их состав, расселение и переселение, а также культуру и быт.

Исторические источники

Исторический источник - любая вещь, документ, который содержит информацию о прошлом и может быть использован для изучения исторических процессов. Существует несколько классификаций этих документов, делений их на группы (по цели создания, по степени близости к историческому факту).

Наиболее распространённым является деление источников на:

  • Вещественные - здания, сооружения, одежда, оружие, орудия труда и предметы быта - одним словом все, что создано руками человека.
  • Этнографические - обычаи, традиции, всевозможные обряды, верования.
  • Лингвистические - речь, говор, присущий человеку, народу.
  • Устные (фольклор) - песни, сказки, легенды.
  • Письменные - всевозможные рукописи, архивные документы, письма, нормативные акты, мемуары. Могут быть подлинниками или копиями.

Наука, история

Функции исторического знания, которые предопределяют человеческое понятие об исторических событиях, таковы:

  • интеллектуально-развивающая, познавательная - познание исторических процессов как социальной отрасли научных знаний и теоретическое обобщение фактов истории;
  • практически-политическая - помогает в разработке научно обоснованного политического курса путем выявления закономерностей в развитии общества и вариантов управления массами;
  • мировоззренческая - влияет на формирование научных мировоззрений путем предоставления точных, документально обоснованных, данных о событиях минувшего;
  • воспитательная - знание исторических фактов оказывает влияние на формирование гражданской позиции.

Предметом и функциями исторической науки является изучение развития человеческого общества во времени и пространстве, то есть исторический процесс. Без этих знаний общество не смогло бы развиваться и двигаться вперед.

Вам также будет интересно:

Маринад для сочной курицы
Курицу можно готовить всегда по-разному, меняя один только маринад. Она может напоминать...
Мыть полы во сне исламский сонник
Многие, видевшие такой сон, не стали задумываться о его толковании, так как такие обыденные...
Огурцы по-корейски без стерилизации на зиму
Чтобы приготовить на зиму вкусные огурцы по-корейски есть множество рецептов. Одни...
Лучшие книги дейла карнеги Что написал карнеги
Дейл Карнеги (24 ноября 1888 - 1 ноября 1955) - американский писатель, публицист,...
Афродита Древней Греции: история возникновения мифа
В соответствии с Гомером, богиня Афродита родилась возле берегов города Пафос на Кипре и...