Афродита Древней Греции: история возникновения мифа

Методики коррекции заикания Что лечит заикание

Шаламов - заключенный колымских лагерей

Колыма (гулаг). Колыма. Урановый рудник «Бутугычаг Мистические истории с заключенными на колыме

душепагубная самуиловщина

Экзаменационные вопросы по генетике

Загадки "правила дорожного движения"

Презентация на тему "пять платоновых тел" Платоновы тела и тайны мироздания презентация

Какие ошибки встречаются при формировании управленческой отчетности?

Финансовая структура предприятия и ее формирование - реферат Финансовая структура предприятия пример

Разновидность хирургии. Общая хирургия. Типы заболеваний, на которых специализируется хирург

Предменструальный синдром: как облегчить состояние?

Рецепт: Соевое молоко - китайский народный рецепт Соевое молоко из соевых бобов

Чем знаменит день 1 июня

Условное подразделение тела животных на части и области

Презентация "древнее двуречье". Презентация "древнее двуречье" Бедняк занимает - себе забот наживает

Древнее Двуречье

План урока

1. Страна двух рек .

2. Города из глиняных кирпичей .

3. Башни от земли до неба .

4. Письмена на глиняных табличках .

Дунаева Л. Н.

Старогольская средняя школа

Новодеревеньковского района

Орловской области


Она лежит между двумя большими реками - Евфратом и Тигром.

Отсюда и её название - Двуречье или Междуречье.

1. Страна двух рек.

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.

Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»?

Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?

Ответ на первом форзаце учебника


1. Страна двух рек.

Заполните таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13)

Линии сравнения

Линии сравнения

Линии сравнения

Двуречье

Природные условия

Природные условия

Двуречье

Двуречье

Природные условия

Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов

Египет

Египет

Организация системы орошения

Организация системы орошения

Египет

Организация системы орошения

Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб; использование водоподъемных машин и насосов

Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки

Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды


Опишите рисунок нашего времени (с. 66)

по плану

«Поселок шумеров»

1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колесная повозка.


3. Башни от земли до неба.

Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога - покровителя города .

Могучие горы полны сиянием твоим, твой свет наполняет все страны. Ты могуч над горами, созерцаешь землю, витаешь на краях земли, среди неба. Ты властвуешь над жителями всей вселенной... Ты сокрушаешь рог того, кто замышляет злое; неправедного судью ты заключаешь в темницу, ты казнишь того, кто берет взятки; к тому, кто не берет мзды и заботится об угнетенном, Шамаш милостив, и дни его продолжены... О Шамаш, к тебе прибегает путник, полный страха, странствующий купец, юный торговец, носитель кошелька с золотом. О Шамаш, тебе молится рыбак с сетью, охотник, мясник, погонщик скота

Шамаш - бог Солнца

Син - бог Луны .

Эа - бог воды Иштар - богиня плодородия и любви


2. Города из глиняных кирпичей.

1. Я родился в злосчастный день!

2. Брось тебя в воду - вода протухнет. Пусти тебя в сад - все плоды сгниют.

3. Дружба длится день, родство длится вечно.

4. Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот.

5. Ты идешь завоевывать землю врага, враг приходит, завоевывает твою землю.

6. Бедняк занимает - себе забот наживает!

7. Хорошо одетому всегда рады.

8. Он еще не поймал лисицу, а уж делает для нее колодку.

9. Увернулся от дикого быка - натолкнулся на дикую корову.

Познакомимся с документами на с. 69-70.

Найдите в тексте документа предложения, которые служили бы подписями к иллюстрациям.

Почему в Двуречье возник миф о потопе?


4. Письмена на глиняных табличках

Клинопись - это особое письмо Двуречья.

НАДПИСЬ

НА ГЛИНЯНОЙ

ТАБЛИЧКЕ,

СДЕЛАННАЯ

УЧЕНИКОМ

В ШУМЕРСКОЙ

ШКОЛЕ

В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце мое бешено заколотилось.

Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком.

Когда учитель проверял порядок в доме табличек,

Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание:

«На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!»

И ударил меня. Отец дома табличек

положил передо мной исписанную табличку; Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, Писал на ней, Но было на табличке и то, чего я не понимал, Чего не смог прочесть. Тогда надзиратель сделал мне замечание: «Почему ты разговаривал без разрешения?»

И ударил меня; Смотритель сказал:

«Почему ты кланялся без разрешения?» - и ударил меня;

Человек, следящий за порядком, сказал: «Почему ты встал без разрешения?» - и ударил меня; Привратник сказал: «Почему ты ушел без разрешения?»

И ударил меня; Человек с палкой сказал:

«Почему ты протягивал руку без разрешения?» - и ударил меня... Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел.

  • Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями?

4. Письмена на

глиняных табличках

Опишите рисунок нашего времени по плану

«Школа в Двуречье»

  • ученики;

2) учитель;

3) работник, разминающий глину


Закрепление знаний и способов действий

  • Выполните тестирование (вариант 1, 2).
  • Работа по карточкам 1, 2.

Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?



Информация

о домашнем

задании

  • Изучите § 23. Ответьте на вопросы 1-4 устно.
  • Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями.
  • Можете прислать фото (рисунок) о Двуречье.
  • Выполните задания 46, 48, 56 в рабочей тетради

Конспект открытого урока по истории Древнего мира

Класс: 5

Дата: 28.10.2015.

Учитель: Кунакова Людмила Борисовна.

Тема: Древнее Двуречье.

Цель урока: Создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о природных и климатических условиях Древнего Двуречья, занятиях его жителей.

Задачи урока:

Образовательные : дать представление о жизни древних шумер (быт, религия, письменность.)

Развивающие: формировать умения анализировать прочитанный текст, работать с текстом учебника, делать выводы; развивать навыки умения работать с исторической картой.

Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные: Определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность. Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные: Находить информацию в разных источниках, выделять главное. Определять понятия. Анализировать, доказывать. Владеть смысловым чтением. Делать выводы. Пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица.

Коммуникативные : Умение вести диалог. Самостоятельно организовывать деятельность в группе.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру, показывать на карте местоположение Двуречья.

Работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути жителей Двуречья.

Устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием.

Формы работы: парная, групповая.

Ведущая дидактическая цель : изучение нового материала.

Оборудование : настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, ПК.

Ход урока:

Мотивационно – целевой этап.

Стадия вызова

/10 минут/

Прогнозирование темы урока.

Целеполагание.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными .

Предлагаю с помощью смайликов отобразить своё настроение в начале урока.

- Ребята, какие реки вы знаете?

- Какая река протекает в нашем селе?

- А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом?

- А ведь такое место есть?

- Молодцы! Ответьте ещё на несколько вопросов:

- Сколько глаз у человека?

- Сколько ног у человека?

- Сколько туфелек было у Золушки?

- Самая плохая оценка?

Цифра 2 – это важная цифра, которая на нашем уроке будет самой главной.

1.1. Предлагает вспомнить, где возникли первые государства.

1.2. Задает вопрос : Историю какого государства Вы завершили изучать?

1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны , а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства.

Организация работы с атласами, один показывает у доски, на настенной карте.

Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию.

1.4.Географическое положение и природа Двуречья.

Определите, на каком материке находится новая страна?

Определите по карте, в какой части света находится страна?

Как называются реки, которых мы достигли?

Где начало рек и куда они впадают?

Через какие страны мы добрались до этих рек?

Как называются современные государства, по территории которых протекают эти реки?

О каком государстве мы слышим каждый день в сообщениях СМИ?

Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье»

Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

Как бы вы еще назвали эту страну?

Значит, что будет темой изучения нашего урока?

( Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ»)

1.5. Организует учащихся на мозговую атаку , предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.

Организует обсуждение.

Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей.

Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР»

Контрольно – оценочная деятельность.

Кто согласен с выполненной работой?

С чем согласны?

Кто не согласен и с чем именно?

У кого возникли трудности? В чём?

П о с л е обсуждения:

Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока.

Отвечают на вопросы

Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии.

    Отвечают: Историю Древнего Египта.

Примерные ответы:

    Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, вдоль побережья Средиземного моря, по Аравийскому п/о попадают на берег реки Евфрат (в Азию)

    Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.

    Евразия

    Азия

    р.Тигр и р.Ефрат

    Текут с гор Закавказья и впадают в Персидский залив

    Палестина,Сирия,Финикия.

    Турция,Сирия,Ирак.

    Сирия (сообщение о российской операции против терроризма в Сирии)

    Отвечают – Двуречье

    Междуречье

    История Двуречья

    Работа учащихся, выделение основных характеристик.

    Один ученик выполняет работу на доске

    Осмысление

/20 минут/

Физминутка(5 мин)

2.1. Задает вопрос : почему государство названо Двуречье?

Ещё эту страну называют Месопотамия. Месопотамия - это древнегреческое название, означающее «страна между двух рек» .

Итак, Древнее Двуречье возникло около 5 тыс. лет назад. В то же время, как и Египет.

Жителями Двуречья были шумеры – один из самых загадочных народов: откуда они пришли – никто не знает, по одной из легенд они называют своей родиной о. Дильмун в Персидском заливе.

По внешнему виду их трудно спутать с другими народами. Приземистые фигуры, смуглая кожа, длинные, прямые носы, темные прямые или курчавые волосы.

Земля, на которой жили шумеры, - плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. Память о катастрофических наводнениях сохранилась в шумерских мифах о потопе.

Вопрос: Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?

Чтобы защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, шумеры рыли каналы, сооружали плотины, копали колодцы. Благодаря этому страна стала плодородной. Труднее обстояло дело с сырьем необходимым для строительства. Дерево доставлялось с большим трудом. Дома приходилось строить из тростника. Потом обмазывали глиной. Из глины древние шумеры делали все. Посуду, игрушки. Даже орудия труда. С развитием ремесел появляются два крупных города Ур и Урук. Строили храмы и дворцы. Их язык очень долго не поддавался расшифровке.

Работа в парах . Выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а так же во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.)

Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье.

2.2. Организует работу - «Мозговая атака»

Цель: выяснить линии для сравнения

2.3.Организует, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске.

    1. Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод .

2.5. Физминутка

2.6.Предлагает решить задачу

СЛАЙД «Реши задачу»

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

2.7. Работа с текстом учебника стр.67. «Башни от земли до неба»

Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ»

Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой

Каким богам преклонялись жители Двуречья?

Какую роль играли жрецы в Двуречье?

2.8. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья.

Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем?

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени?

Словарная работа.

Клинопись - вид письма древнего Двуречья.

Древнее письмо было рисуночным. Часто один рисунок имел много значений. Это вызывало затруднения. Чтение текстов иной раз превращалась в разгадывания ребусов. Только опытный мог написать без ошибок. Грамотность была привилегией. Не все могли учиться. В Двуречье было много школ. В них учили детей жрецов, чиновников и других высокопоставленных лиц.

Почему именно глина служила в качестве писчего материала? Ответ простой. Для деловой переписи был нужен дешёвый и простой материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы, дворцы.

2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья?

Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ

Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья.

Результат должен быть озвучен при помощи учителя.

слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ

Работа в группах

1 группа- рабочая тетрадь задание № 50 стр.39.

2 группа - рабочая тетрадь задание № 49 стр.39.

    Высказывают предположения, что, скорее всего из-за того, что возникло между рек.

Сообщение ученика: «Миф о потопе»

«Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через 6 дней и 7 ночей закончилась буря, и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным»

Отвечают: Разливы рек Тигр и Ефрат.

Ответ: Земледелие.

Ответ: Скотоводство.

Ответ: Торговля.

    Работа, обсуждение, выделение основных характеристик.

    Запись на доске, отбор наиболее важных:

климат, почва, растительность, занятия

    Таблица после обсуждения

теплый климат

климат

теплый климат разливы рек сильнее

плодородная

почва

плодородная

растительность

земледелие, ремесло, строительство каналов.

занятия

земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины

    Называют общие черты : разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия : земледелие, ремесло, строительство каналов.

    Черты различия : разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.

    Примерные ответы учеников:

Жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых.

Читают.

    В одном городе богу солнца Шамашу, в другом – богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, а к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.

    Они были служителями храмов, могли общаться с богами

    Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой.

Рассматривают слайды

    Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись

    Называют - КУЛЬТУРА

    Примерный ответ : Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты - наука, литература, архитектура, скульптура, живопись

Работают в группах.

3. Рефлексия.

(5 мин)

3.1.На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях.

слайда «Закончи предложения»

Двуречье. Страну, где в древности жили шумеры и аккадцы, обычно называют Двуречьем, потому что свои деревни и города они строили по берегам двух больших рек — Тигра и Евфрата. Теперь там находится государство Ирак.

Тепло, вода, плодородная почва и трудолюбие жителей уже в глубокой древности превратили Двуречье в цветущий сад. Шумеры и аккадцы были не только трудолюбивы, но и необыкновенно изобретательны. В их стране не было ни камня, ни металла, ни дерева — одна глина. Эти великие труженики и изобретатели научились делать из глины всё: и детские игрушки, и храмы, и дворцы, и дороги. Они даже... писали на ней.

Глиняные книги. Мы пишем или печатаем на бумаге, а шумеры и аккадцы брали глину, размешивали её с водой и разминали до тех пор, пока не получалось густое и вязкое тесто. Это глиняное тесто раскатывали тонким слоем, нарезали на ровные прямоугольники и оставляли подсохнуть. Потом на эти слегка подсохшие, но ещё влажные и мягкие глиняные прямоугольные плитки наносили письменные знаки. Самой удобной для письма оказалась тростниковая палочка с острым концом. Чтобы она не скользила по глине, ее кончик делали треугольным.

Клинопись. С чего все начинают учиться письму? С написания палочек. Если понаблюдать за рукой при письме, легко заметить, что книзу нажим усиливается. На бумаге это мало заметно, а на мягкой глине треугольный конец палочки оставлял знак с утолщением. Каждый знак состоял из одной или нескольких черточек, которые выходили очень похожими на маленькие клинья. Письменность шумеров так и назвали — клинопись, а глиняные прямоугольные плитки — табличками.

Когда текст заполнял всю табличку, ей давали досохнуть. Если письмо, стихотворение, миф или какая-то другая запись не умещались на одной стороне, табличку переворачивали и писали на другой. Если нужно было исправить ошибку, табличку размачивали, заравнивали и вновь наносили текст. Мы говорим «стереть», а шумеры говорили «смочить». Овладеть грамотой было непросто. Для этого требовалось запомнить и научиться писать до 400 клинописных знаков.

Многие древние города со временем оказались разрушенными, их занесло толстым слоем земли и песка. Учёные-археологи во время раскопок в одном из этих городов нашли целую библиотеку «глиняных книг». Из них узнали о жизни шумеров и аккадцев, их богах и героях.

Боги Двуречья. Как и древние египтяне, жители Двуречья почитали многих богов. Самыми главными они считали бога Земли Энлиля, бога Воды Эа, бога Неба Ану и бога Солнца Шамаша, а любимым героем был силач и храбрец Гильгамеш, имя которого значит «всё видавший».

Вам также будет интересно:

«Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова
Только покойница в белом была:Спит - молодая, спокойная,Знает, что будет в раю.Поцеловала и...
Маринад для сочной курицы
Курицу можно готовить всегда по-разному, меняя один только маринад. Она может напоминать...
Мыть полы во сне исламский сонник
Многие, видевшие такой сон, не стали задумываться о его толковании, так как такие обыденные...
Огурцы по-корейски без стерилизации на зиму
Чтобы приготовить на зиму вкусные огурцы по-корейски есть множество рецептов. Одни...
Лучшие книги дейла карнеги Что написал карнеги
Дейл Карнеги (24 ноября 1888 - 1 ноября 1955) - американский писатель, публицист,...